Не то чтобы Гай Ричи не старался снимать разное кино. Он брался за рыцарские эпосы («Меч короля Артура») и диснеевские сказки («Аладдин»), не говоря уже о замахе сделать серьезную зрелую драму «Унесенные» с бывшей женой Мадонной. Но у каждого человека есть что-то, что он делает лучше всего. У Гая Ричи это криминальные комедии, по которым видно: человек получает удовольствие от того, в чем он хорош.
Плюсы:
— многие режиссеры давят в себе желание просто развлекать публику и представляют себя художниками-авторами. Но если собрать «Джентльменов», «Агентов А.Н.К.Л.», обоих «Шерлоков Холмсов», «Рок-н-ролльщика», «Большой куш» и «Операцию «Фортуна» в своеобразную ретроспективу, Ричи предстанет лучшим «автором» фильмов в жанре, которые любят все. Заметно, что режиссера в какой-то момент отпустило желание что-то доказать, и он наконец штампует почти каждый год пацанские легкие криминальные комедии;
— сюжеты шпионского кино давно стали одинаковыми — очередные злодеи-миллиардеры хотят уничтожить мир, и помешать им может только наш циничный, но обаятельный герой. Но Ричи наполняет сюжетную пустоту броскими диалогами и зовет произносить их прекрасных актеров, поэтому кто тут думает о сюжете?;
— ирония Ричи проявляется в том, что для того, чтобы выйти на миллиардера-преступника Грега Симмондса (Хью Грант), нужно подманить его знаменитым актером Дэнни Франческо (Джош Хартнетт), которого Симмондс обожает — даже предлагал ему как-то 10 миллионов, чтобы тот выскочил из торта с поздравлениями на день рождения. Дэнни на этот раз нужно сыграть себя, и для исполнителя амплуа экшн-героя это не то чтобы очень легко. Зато для Ричи и его сценаристов — простор для комических ситуаций;
— Джейсон Стэйтем давно стал неким талисманом Ричи, лицом его режиссерского бренда — это их четвертый совместный фильм. Здесь он не горюющий отец из предыдущего «Гнева человеческого», а нагловатый агент Орсон Форчен (отсюда — Фортуна), который больше всего любит отдыхать за счет правительства на хороших курортах. Обри Плаза в роли его напарницы Сары Фидель как будто свалилась в фильм из другого мира, но ее пикировки и соперничество со Стэйтемом добавляют «Операции «Фортуна» шарма как из старых голливудских ромкомов. Джош Хартнетт и Хью Грант отвечают за чистую комедию, в общем, перед нами старая компания товарищей, сработавшаяся с режиссером в его предыдущих фильмах;
— как во всех шпионских картинах, по идее, «Операция «Фортуна» должна подкупать экзотическими местами съемок, но Лос-Анджелес здесь не сильно отличается от Канн и Мадрида, зато лучше видна более дешевая для съемок Анталия;
— Ричи показывает своего Орсона пофигистом-сибаритом, предпочитающим только вино урожая определенного года, заказанное за счет работодателя. Вообще персонажи тут редко выпускают из рук стакан, так что фильм лучше смотреть ближе к вечеру — на случай, если желание выпить вслед за героями будет нестерпимым;
— «Операция «Фортуна» — редкий сейчас западный фильм, который выходит в официальный российский кинопрокат (с 12 января). Возможно, именно в нашей прокатной версии все упоминания украинцев-бандитов исчезли или сам Ричи убрал их из фильма после начала конфликта, но в итоге все эти Дмитрии с пистолетами могли приехать во Францию и Турцию из любой восточноевропейской страны.
Минусы:
— неинтересный экшн, снятый как будто для галочки;
— длинное название, да еще с двоеточием — всегда плохая идея: ни произнести, ни запомнить.
Фото: Global Film