C технологической точки зрения нынешние времена — лучшие для экранизаций классических образцов научной фантастики.
Спецэффекты достигли того уровня, когда кинематографисты могут достоверно изображать не только фэнтезийных орков и троллей, но и, например, песчаных червей из «Дюны» Фрэнка Герберта. К книгам безусловного классика жанра Айзека Азимова до сих пор подходили тем не менее с известной неохотой. В его романах и рассказах все же слишком мало действия, а мир прописан излишне лаконично. Самыми громкими стали «Я, робот» с Уиллом Смитом и менее грохочущий, но более близкий к первоисточнику «Двухсотлетний человек». Apple TV+ продолжает пытаться раздвинуть и без того широкие границы возможного на телевидении — именно этим, по-видимому, объясняется появление сериала «Основание». Опирается он на цикл, которым Азимов так или иначе занимался до самой смерти.
Неподъемность экранизации среди прочего объясняется не только отсутствием ярко выраженного главного героя, но и тем, что действие в книгах свободно перемещалось на десятилетия вперед. Речь там, если грубо и вкратце, идет о смене эволюционных этапов — гибели Галактической империи и появлении на ее месте новой социальной формации. Осуществлением этой задачи управляет ученый Гэри Сэлдон (в сериале его играет Джаред Харрис) — специалист по психоистории, то есть науке, предсказывающей будущее больших людских объединений. Предвидя крах империи, он предлагает создать глобальное хранилище знаний, накопленных человечеством за тысячелетия (действие разворачивается в далеком будущем). Обилие действующих лиц не авторская прихоть, а следование замыслу: «Основание» охватывает примерно тысячу лет. Сэлдон остается связующим звеном и после своей смерти, но выполняет уже роль не действующего лица, но ментора, направляющего человечество.
Идея сериала принадлежит Дэвиду С. Гойеру и Джошу Фридману. Первый прославился как автор комиксов и сценарист бэтменовской трилогии Кристофера Нолана, второй уже занимался адаптацией другого образца классической фантастики — «Войны миров» для Стивена Спилберга. Совместно они тоже работали — над последним «Терминатором». «Основание» изначально задумано ими как эпос на восемь сезонов по десять серий, так что первый сезон даже не пролог, а скорее предисловие. Но уже по нему понятно, что прозу Азимова было решено не только актуализировать за счет «слепого» кастинга и смены пола нескольких героев, но и несколько «распрямить».
С первых же кадров сериал заявляет масштаб. По словам Гойера, две любые серии «Основания» стоили дороже любого из его прошлых проектов. Панорамы городов будущего и пустынных планет впечатляют, но не полетом фантазии, а скорее масштабом работы. Сюжетно же «Основание» пока похоже на механический микс космооперы (условного «Звездного пути») и «Игры престолов». Героям даны какие-то формальные чувства, которые вроде как должны заставить зрителя их полюбить, но кажется, что сам литературный материал сопротивляется подобной прямолинейности. Единственный, кто тут намертво приковывает внимание, это Джаред Харрис, но талант этого замечательного артиста ни для кого не новость.
Героями книг Азимова были не столько герои, сколько идеи, как и в любом стоящем образце научной фантастики. С переносом этих приключений интеллекта на экран наверняка справился бы режиссер-интеллектуал вроде Стивена Содерберга. Для превращения в комикс со спецэффектами «Основание» ни в коем случае не годится. Тем более что уже существует пример куда более лаконичного и яркого выражения примерно тех же мыслей — сериал Рассела Т. Дэвиса «Годы».
Фото: Apple TV+