«Оставь мир позади» ищет нам поводы для паранойи. И находит!
Когда добившиеся успеха на телевидении режиссеры и продюсеры переходят в кино, они часто приносят с собой старые привычки. «Оставь мир позади» (в прокате США c 22 ноября, у нас фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) Сэма Эсмейла, известного по сериалу «Мистер Робот» и теледебюту Джулии Робертс «Возвращение домой», похож на раздутый сериальный эпизод, обещающий второй сезон. Это, конечно, не означает, что в нем нет плюсов.
Плюсы:
— многообещающий сюжет параноидального триллера. Слегка напыщенный (неудивительно, что его играет Итан Хоук, которому идут роли интеллектуалов с претензией) университетский профессор Клэй Сэндфорд и его жена, рекламный менеджер Аманда (Джулия Робертс в очередной раз доказывает, что в драмах хороша не меньше, чем в ромкомах, с которыми прочно ассоциируется), снимают на несколько дней тихий дом на побережье, чтобы наконец отдохнуть от городской суеты (Робертс очень убедительно жалуется, что «ненавидит людей»). Но отдых не идет так, как его планировали — то на пляж вынесет нефтяной танкер, то вечером в дверь позвонит хозяин дома Джордж (Махершала Али) с дочерью Рут и попросится ночевать, то из леса выходят олени и многозначительно смотрят в глаза, словно птицы Хичкока. Конечно, после такой затравки хочется узнать, чем все закончится;
— несколько очень эффектных сцен — с тем же танкером на пляже или с сотнями взбесившихся машин «Тесла», сгрудившихся на шоссе и не дающих проехать. Конец света из-за вышедшего из-под контроля искусственного интеллекта будет гораздо более прозаичным, чем все нынешние возможные сценарии, как будто предрекает Сэм Эсмейл: мы просто не сможем выехать из дома, чтобы тупо добраться до больницы;
— хотя в фильме много намеков на то, что, собственно, вызовет конец света, Эсмейл, снявший фильм по книге Румаана Алама 2020 года, заинтересован не столько в том, чтобы сделать стандартный триллер с привычным нарративом от начала до конца, сколько в создании атмосферы, в которой человечество само загнало себя в погоне за удобствами. Без телефона и вайфая люди обречены, говорит Эсмейл, и учитывая, что продюсерами фильма стали Барак и Мишель Обама, бывший президент и его жена разделяют мнение, что люди слишком оторвались от природы (о чем им слегка банально и напоминают, например, те же олени) и слишком самозабвенно бросились в объятия технологий;
— в «Оставь мир позади» есть даже намек на сюжетную линию с нападением на Америку то ли Северной Кореи, то ли Китая, то ли даже Ирана и еще с переворотом в Белом доме. Но обе линии так и остаются намеками — все-таки перед нами камерная драма, а не политический триллер;
— угроза миру и близость катастрофы разоружают людей и делают их ранимыми. Эсмейл сознательно убрал на задний план экшн из книги Алама и сосредоточился на психологии героев, оказавшихся в безвыходной ситуации. Вдруг с Аманды слетает ее выстроенная десятилетиями защита сильной женщины, а Клэй с его маской ироничного безразличия ради близких оказывается готов на любые унижения. К финалу герои теряют всю наносную цивилизационную пелену, и в этот момент они даже становятся приятнее;
— отличная небольшая роль у Кевина Бэйкона в роли местного реднека, давно готовившегося к концу света. Он произносит главную фразу фильма, которая могла бы стать и его слоганом: «Нас всех бросили». Мысль о том, что власти неизбежно оставят нас самих разбираться с техногенной катастрофой, почему-то не сразу приходит в голову современному человеку, который всегда ждет, чтобы его спасли специально нанятые люди.
Минусы:
— «Оставь мир позади» может напомнить фильм М. Найта Шьямалана, причем, к сожалению, не лучший;
— напустив поначалу тумана, Эсмейл как будто не знает, куда направить действие, какой сценарий конца света выбрать. И, согласитесь, какой ни выбери, любой разочарует, потому что пока ничего нового в этой области не придумано.
Фото: Netflix