От «Кошек» ощущение, будто цирк уродов по ошибке заехал на детский утренник
Можно себе представить энтузиазм людей, которые одобрили идею экранизировать легендарный мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера.
Театральная версия почти три десятилетия держится в пятерке самых кассовых бродвейских шоу, семь лет назад «Отверженные» того же режиссера Тома Хупера получили три «Оскара» и принесли в мировом прокате 441 млн долларов, а исполнять всемирно известные песни согласились звезды от Йена Маккеллена до Тейлор Свифт — люди, которых при иных обстоятельствах сложно представить в одном проекте.
Тем удивительнее, при всех вовлеченных именах, деньгах и усилиях, провал «Кошек» в Америке и других странах (в российских кинотеатрах идут со 2 января). Говорят, студии Universal и Amblin разделят 70-миллионный ущерб от непроданных билетов, на сайте киномнений Metacritic у фильма унизительный балл 32%, а звезды Тейлор Свифт и Джеймс Корден стараются насколько возможно дистанцироваться от проекта, утверждая, что «пока не смотрели».
Да, в «Кошках» много такого, что вызывает недоумение. Все-таки спектакль допускает много условностей, в театре еще недавно Ромео и Джульетту актеры играли чуть ли не до пенсии, и на сцене невозможно «удалить» с помощью спецэффектов первичные половые признаки актеров, как это было сделано в фильме, что и придало ему такое извращенное измерение. Когда зритель смотрит «Кошек» на театральной сцене, он изначально принимает условность, что перед ним актеры, которые изображают кошек. В фильме с его крупными планами и спецэффектами люди, изображающие кошек, не похожи ни на кошек, ни на людей, а на жертв экспериментов доктора Моро, на мутантов, которые к тому же еще танцуют и поют.
Хорошо, допустим, у этих существ полностью отсутствуют груди (у женщин) и гениталии (у мужчин), но почему тогда Бастофер Джонс (Джеймс Корден) воет от боли, неудачно приземлившись на край мусорного контейнера тем местом, где у млекопитающих есть детородные органы? И почему некоторые кошки здесь в своей шерсти, то есть голышом, а другие одеты в смокинги? Почему Макавити называют рыжим, если его играет чернокожий Идрис Эльба? В чем проблема назвать его черным котом? Почему Дюторономи (который в фильме сменил пол и стал Джуди Денч) носит шубу в цвет своей шерсти? Это шуба из кошачьих шкур? Дюторономи — каннибал?
И это еще не все. Действие «Кошек» происходит в Лондоне, но люди появляются только однажды в самом начале — не видимая полностью женщина выбрасывает на помойку мешок с главной героиней Викторией (Франческа Хэйуард). Невольно думаешь: может, кошки решили отомстить и сожрали всех лондонцев, раз никого нет? С Виктории на помойке и начинается фильм, состоящий из набора кошачьих выступлений, которые приводят к выбору той единственной, избранной для возрождения и новой жизни.
Собственно, главная ошибка авторов «Кошек» заключается в несоответствии сюжета, за который они взялись, и аудитории, которой его показывают. Это взрослая история о том, что сломленная неправильным выбором в жизни кошка имеет право на второй шанс — детям пока такие вещи не близки по объективным причинам. Фильм же с его цензурным рейтингом 12+ позиционировался как семейное развлечение, но семьи с детьми отказались на него идти уже после появления трейлера — настолько патологически неестественными выглядели эти существа, уже не люди, еще не кошки. Проблема как раз в том, что если бы авторы пошли дальше и сделали своих «Кошек» совсем по-кэмповому «взрослыми» — шалуны Мангоджерри и Рамплтиза кувыркаются с Викторией на кровати так, будто хотят устроить с ней веселую групповуху — зрители посмотрели бы их как guilty pleasure и фильм получил бы новый послепрокатный шанс онлайн. Так случилось, например, в свое время с «Шоугерлз» Пола Верхувена, провалившимися в кинопрокате, но позже признанными вершиной кэмпа и заслужившими реабилитацию после выхода на DVD. Но, к сожалению, «Кошки», воспевшие возможность второго шанса в жизни, сами упустили свой единственный. Это так обидно, что фильм даже хочется как-то защитить от нападок. Можно ли сказать о нем что-то хорошее? Да, можно. У Дженнифер Хадсон в роли Гризабеллы мощнейший голос (хотя мы и так это знали), но он только подчеркивает слабость ее «непоющих» партнеров.
Фото: UPI