«Отец года» из тех фильмов о конфликте отцов и детей, где бесят и отцы, и дети
Чем дольше живут бумеры, тем моложе они становятся. Еще недавно 50 лет были объявлены новыми 30, потом 60 новыми 30. Майклу Китону, которого мы полюбили еще в 1980-х после «Битлджуса» и «Бэтмена», в сентябре исполнилось 73 года, но его хлопоты не снились и многим 40-летним, потому что даже в 40 нет уже энергии вынести столько стресса, сколько в «Отце года» свалилось на бедного героя Китона, галериста Энди Гудрича.
Плюсы:
— бывают в жизни моменты, когда дела идут плохо на всех фронтах. Энди Гудрич просыпается от звонка жены Наоми (Лора Бенанти), которая сообщает ему: первое, что она уехала в рехаб на три месяца, потому что подсела на антидепрессанты (а он, как плохой муж, и не заметил), и второе, что она с ним разводится, поэтому отвозить в школу двоих девятилетних близнецов и забирать их придется ему. Вдобавок ко всему в галерее его имени Goodrich дела идут уже давно настолько плохо, что ее придется закрыть, если не случится чудо. Ну и старшая дочь от первого брака Грейс (Мила Кунис) на сносях при каждом удобном случае пытается напомнить Энди, что он всегда был ужасным отцом. На протяжении всего фильма Энди терпит одну неудачу за другой и ни разу не вспоминает, что вообще-то к 70 годам пора бы уже остепениться и успокоиться, а не «начинать новую жизнь»;
— личность режиссера в данном случае — основа для сюжета не хуже рассказанного в фильме. Холли Мейерс-Шайер — дочь даже не одного, а сразу двух сценаристов-режиссеров-продюсеров, без которых невозможно представить американскую комедию последнего полувека: автора «Чего хотят женщины», «Стажера» и много чего еще Нэнси Мейерс и Чарльза Шайера, написавшего «Рядовую Бенджамин» еще в 1980-м. Холли Мейерс-Шайер — олицетворение голливудского непотизма, и даже ее фильмы смотрятся как менее талантливые интерпретации картин ее родителей. Что хорошо: родительские связи обеспечивают участие в ее фильмах звезд уровня Майкла Китона и Милы Кунис;
— Майкл Китон — прекрасный актер, и жанр фильма позволяет ему быть и трогательным, и смешным, и трагическим. С другой стороны, он делал примерно то же самое 40 лет назад в комедии «Мистер мама», где играл сидящего с тремя детьми отца, пока жена работает — для 1980-х эта смена гендерных ролей была почти революционной.
Минусы:
— с другой стороны, герой Китона, который, по идее, должен вызывать у нас сочувствие, просто кажется жалким неудачником: работая с утра до ночи в ущерб своим отношениям с семьей, он не может даже удержать на плаву несчастную галерею в Лос-Анджелесе;
— но самое удивительное, что и его дочь Грейс, которая все детство прострадала от вечного отсутствия отца, не вызывает симпатий — эта вечно жалующаяся, ноющая женщина, требующая внимания, надоедает через пять минут после появления на экране;
— при том что Мейерс-Шайер вроде охватывает целый спектр проблем, с которыми сталкиваются взрослые люди в профессиональной и личной жизни, «Отец года» (в кинотеатрах с 7 ноября) оставляет ощущение, что режиссер просто выясняет отношения с родителями, что, согласитесь, присутствия зрителей не требует.
Фото: «Атмосфера кино»