Ярослав Забалуев

Падение режима Зевса: в сериале «Каос» миром по-прежнему правят древнегреческие боги

2 мин. на чтение

Для сценаристки Чарли Ковелл «Каос» — второй сериал за год в качестве шоураннера, и это вновь в значительной степени комедийное шоу про старость и смерть. Первым была вышедшая без большого шума в начале года обаятельная «Настоящая любовь», в которой британские пенсионеры убивали друг друга из милосердия. «Каос» сделан уже для Netflix со звездами калибром повыше и в более фантазийных обстоятельствах действия.

Сюжет разворачивается в мире, которым по-прежнему правят олимпийские боги во главе с Зевсом (Джефф Голдблюм). Бог-громовержец с удовольствием и вальяжностью мечет молнии, принимает человеческие жертвоприношения — и страдает приступами тревожности. В острую фазу психическое состояние Зевса входит из-за обнаруженной над бровью новой морщинки, в которой владыка Олимпа видит роковой знак сбывающегося пророчества о конце его правления. В связи с этим в замешательство приходят все божественные родственники — жена Гера (Джанет Мактир), брат Посейдон (Клифф Кертис), сын Дионис (Набхан Ризван) и даже укрывшийся от взбалмошного братца в подземном мире интеллигентный Аид (Дэвид Тьюлис). Тем временем пророчество о наступлении эры хаоса действительно начинает сбываться, а ключевую роль в этой мистерии играют трое смертных: дочь критского царя Миноса Ариадна (Лейла Фарзад), жена поп-певца Орфея (Киллиан Скотт) Эвридика (героиня Авроры Перрино, впрочем, предпочитает имя Ридди) и застрявший в царстве Аида Кеней (Миша Батлер).

Проводником зрителя в мир неоантичной сказки выступает Прометей (Стивен Диллэйн) — прикованный к скале титан постепенно становится ключевой фигурой в многоходовке, направленной против Зевса. Кроме того, на периферии сюжета до поры до времени ошиваются экстравагантные мойры во главе с Лачи (Эдди Иззард) и другие персонажи древнегреческих мифов, включая Минотавра.

Помимо «Настоящей любви» Чарли Ковелл работала над «Концом ***ного мира», и «Каос» — ее первый серьезный уход с реалистических территорий. Ремикс греческих мифов в ее исполнении выглядит бодро и свежо, заставляя задаваться вопросом, почему никому раньше не пришло в голову адаптировать этот материал под актуальную повестку. Центральная тема «Каоса», конечно, необходимость наступления новых времен и борьба с обезумевшим, засидевшимся в своем дворце тираном, пьющим (практически буквально) кровь трудового народа. Для того чтобы сбалансировать мрачные метафоры мирового политического кризиса, «Каос» придерживается саркастической интонации и снят в залитых солнцем Италии и Испании. Единственное визуальное исключение из общей тональности — сцены в царстве Аида, решенные в чуть гротескном ч/б, копирующем методы оператора Роберта Элсвита в недавнем «Рипли».

Что же касается внутренней драматургии, то она целиком построена вокруг Джеффа Голдблюма и его героя: когда Зевса долго нет в кадре, динамика действия начинает ощутимо проседать. Внутренняя задача Ковелл в данном случае заключается в том, чтобы постепенно и убедительно лишить актера, находящегося в фантастической форме, его безграничного обаяния. Так что в начале Зевс предстает перед нами аккуратным седым джентльменом с причудами, а ближе к финалу превращается в безжалостного и властного монстра с металлом во взгляде. Голдблюм и его работа на грани китча и высокой трагедии — главное достоинство и самый впечатляющий спецэффект сериала. Благодаря Зевсу «Каосу» хочется пожелать обязательного продления на второй сезон, в котором, хочется верить, будет больше ревизионистского кабаре в духе База Лурмана и меньше приемов из сериала «Однажды в сказке».

Фото: Netflix

Подписаться:
'); $(this).attr('style', 'display: none !important'); } }); console.log('banners:' + banners); console.log('hbanners:' + hbanners); }); -->