«Параллельные матери» Педро Альмодовара пересекаются, и еще как
Педро Альмодовара всегда восхищали матери. Свою собственную, умершую в 1999-м, как раз в год выхода в прокат «Все о моей матери», он снял в четырех фильмах.
Сняв «Боль и славу» (свои автобиографические «8 ½») и первый англоязычный фильм, ремейк «Человеческого голоса» с Тильдой Суинтон, Альмодовар вернулся не только к теме материнской любви, но и написал сценарий для своей любимой актрисы Пенелопы Крус. Надо ли говорить, что она играет мать?
Плюсы:
— Крус играет не просто мать. До того как стать ею, ее героиня Дженис (названная матерью-хиппи в честь Дженис Джоплин) — успешный фотограф, которая после съемки антрополога Артуро (Исраэль Элихальде) просит его об услуге — помочь ей добиться разрешения раскопать захоронение, в котором лежат расстрелянный прадедушка и его товарищи. Слово за слово — и вот Дженис и Артуро занимаются сексом, а в следующем кадре она уже тужится — если бы «Параллельных матерей» смотрели инопланетяне, они бы решили, что у людей от зачатия до родов проходит пара минут. В роддоме Дженис знакомится с юной Аной (Милена Смит), которая тоже вот-вот родит, и эта неожиданная связь продлится и позже, в радости и в горе. Альмодовар включает здесь все свое богатое воображение, чтобы показать, как одна случайность может переворачивать жизни людей и бросать их из крайности в крайность;
— актеры, как всегда у Альмодовара, хороши. Он как будто высвобождает Пенелопу Крус, именно у него она выдает максимум, на что способна. Особенно это заметно после просмотра американских фильмов с участием актрисы, где ей приходится играть в жестких жанровых рамках. В «Параллельных матерях» же она — полноценный соавтор любимого режиссера. Всегда радует также появление в небольшой характерной роли другой постоянной актрисы Альмодовара, Росси Де Пальма, а Айтана Санчес-Хихон играет маму Аны — ее плохая мать, выбравшая карьеру вместо дочери, подспудно отбрасывает тень на все настроение фильма и оттеняет драму Дженис;
— Альмодовар хочет сказать, что каждый ребенок тащит за собой шлейф своего рода. Дженис хочет быть матерью-одиночкой, потому что так сделали ее мать и бабушка, а она чувствует с ними родство, хотя они давно мертвы;
— несмотря на происходящую на экране драму, это все же очень позитивное кино. Все люди оказываются очень хорошими. Хорошим оказывается Артуро, который не может помочь Дженис с ребенком, потому что не может развестись. Хорошей оказывается и Ана, у которой есть все причины проклясть Дженис. Хорошей оказывается даже ее мать-кукушка. Это фильм о людях, которые умеют прощать и любить, единственные злодеи здесь давно умерли, безымянны и работали на франкистский режим;
— Пенелопа Крус так аппетитно помешивает картошку на сковороде, что немедленно хочется испанской тортильи, даже если поел перед просмотром;
— Альмодовар доводит накал страстей до такой степени, что кажется, будто сейчас актеры прыснут от смеха, еще чуть-чуть, и сцена с сомнениями Артуро в своем отцовстве превратится в фарс. Но режиссер все держит под контролем;
— поп-артовский стиль Альмодовара с его бирюзовыми стенами и красно-желтыми подушками на диване на месте.
Минусы:
— в лучших традициях голливудского кино Дженис занимается сексом, не снимая бюстгальтера;
— в какой-то момент Альмодовар чуть не уводит свой фильм в политику — Дженис произносит пламенный монолог о том, что не может быть благополучной страна, не воздавшая справедливости невинно убитым. У другого режиссера эти две линии — мелодраматическая, с личной жизнью Дженис, и трагическая, с ее поисками тела прадеда — просто не состыковались бы. К счастью, «Параллельные матери» (в кинотеатрах с 3 февраля) знают, когда остановиться.
Фото: Вольга