, 2 мин. на чтение

«Переводчик» Гая Ричи — фильм не мальчика, но мужа

В этом году Гай Ричи отметит 55-летие и почти одновременно — четверть века с выхода его кинодебюта «Карты, деньги, два ствола», провозгласившего появление нового режиссера с неповторимой авторской манерой. Два с половиной десятилетия Ричи слегка мотало между голливудскими блокбастерами и относительно недорогими криминальными историями (за вторые поклонники его любили гораздо больше), и все же все его фильмы объединяло то, что давно перестало получаться у других современных режиссеров — он как никто другой умеет показать весь комплекс мужских отношений, от неуклюжей дружбы до соперничества не на жизнь, а насмерть, облекая эти крайности в яркие, запоминающиеся диалоги (даже диснеевская сказка «Аладдин» держалась в основном на перепалках молодого вора со старшим товарищем джинном). Тем более интересен его последний фильм «Переводчик» (в кинотеатрах с 1 июня) — наверное, самый пока зрелый из проектов Ричи, в котором его фирменная пацанскость сменилась попыткой высказывания о природе войны, в которой нет правых.

Плюсы:

— Ричи редко лезет в политику. Тем интереснее, что в «Переводчике» есть четко проговоренная позиция по поводу присутствия американцев в Афганистане на протяжении 20 лет после 11 сентября 2001-го, но еще четче — о последствиях их ухода в позапрошлом году. Главный герой — сержант Джон Кинли (Джейк Джилленхол) и его отряд во время поисков складов самодельных взрывных устройств попадают в душманскую засаду. Кинли получает пару пуль и теряет сознание, а когда приходит в себя, узнает, что нанятый им переводчик из местных Ахмед (Дар Салим) тащил его на себе с риском для жизни целых 120 км до американской базы в провинции Парван. Благодарный сержант, уже вернувшись в родную Калифорнию, хочет помочь своему спасителю получить обещанную ему еще в начале службы американскую визу, но сталкивается с бюрократией, известной каждому, кто хоть раз подавал на гражданство;

— хотя на практически минутном собеседовании Ахмед, до своей нынешней службы торговавший героином, говорит, что согласился работать на американцев из-за денег, Кинли позже узнает, что у него совсем другая мотивация — талибы убили его сына. Так герой начинает вызывать у зрителей (и Кинли) сочувствие, которого мы бы не испытывали, прими мы его «официальную» версию «предательства» своих;

— Джейк Джилленхол — неожиданный персонаж в мире Гая Ричи, где хорошо себя чувствуют Джейсон Стэтем и Чарли Ханнэм. Но он и актер посложнее — у него получилась идеальная эволюция от циничного скучающего в пустыне среди врагов военного до чудом выжившего человека, потрясенного уровнем самоотречения ближнего. Прозрение Джона Кинли и его фанатичное, почти животное стремление вернуть долг своему бывшему переводчику — то, на чем держится весь фильм;

— давние поклонники режиссера любили его за специфический пацанский юмор. «Переводчик» откроет им нового Ричи — зрелого критика Запада, который использовал местных жителей и уехал, бросив их скрываться от мести «Талибана»*. Такого Ричи, готового обвинять власти и военных, жертвующих невинными людьми из-за изменившейся политики, мы еще не знали.

Минусы:

— Ричи из тех режиссеров, у которых нет второго смысла, поэтому его и любят зрители, ждущие от кино лишь внешних примитивных эффектов и шуток. В «Переводчике» нет дополнительного плана, в нем есть только то, что мы видим. Эта особенность стиля Ричи упрощает его кино до мелодрамы: вот главный герой приходит в себя после ранения, вот он узнает правду о своем спасении, вот его угрызения совести, вот обязательная, будто написанная программой ChatGPT, прочувствованная, а на самом деле набитая штампами тирада жены, которая благословляет Джона на опасную миссию. Ричи — плодовитый режиссер (после зимней «Операции «Фортуна» это его уже второй фильм в этом году), но иногда хочется, чтобы количество уже начало переходить в качество. Это желание вполне оправдано — в «Переводчике» есть все элементы для того, чтобы считать его наследником старого великого кино о скупой мужской дружбе и возвращении долгов.

_______________________________

*Организация признана террористической и запрещена в РФ.