«Первая леди»: история Бетти Форд интереснее, чем Элеоноры Рузвельт и Мишель Обамы
В эпоху сериалов-антологий канал Showtime предпринял авантюру. «Первая леди» — это антология о трех женах американских президентов, упакованная в один десятисерийный сезон.
Сам по себе такой формат вызывает скепсис, но и интригует тоже. Авторам необходимо было найти точки соприкосновения между тремя эпохами — рубежом нулевых и десятых (Мишель Обама), тридцатыми (Элеонора Рузвельт) и семидесятыми (Бетти Форд). Шоураннер Аарон Кули прежде всего пренебрегает хронологией. События развиваются параллельно, но нелинейно, создавая межвременные драматургические конфликты — как в случае с лесбийской линией Рузвельт и легализацией Обамой однополых браков (под давлением Мишель, конечно).
Главная проблема «Первой леди» — спорный жанр. Духоподъемное историческое кино о сильных женщинах во власти в эпоху повсеместного политического кризиса отдает, как минимум, агиткой, а то и фальшивкой. Причем не только на уровне сюжета, но и в смысле кастинга. Джиллиан Андерсон в роли Элеоноры Рузвельт — пример достижений современных гримеров, что не делает любимую миллионами актрису менее комичной со вставной челюстью. Виола Дэвис — несомненное достояние современного кино, но какая она Мишель Обама? Не говоря уже об О. Т. Фагбенли, который из кожи вон лезет, чтобы изобразить фирменную президентскую непосредственность Барака Обамы, но получается все равно скорее молодой Александр Любимов. Однако все меняется в эпизодах, посвященных Бетти Форд. Мишель Пфайффер вроде бы тоже неоднозначная кандидатура на эту роль, кажется, лишь призванная усилить звездный ансамбль. Однако стоит ее части чуть-чуть разогнаться по сюжету, как становится очевидно, что ее история здесь главная.
Во-первых, имя ее героини меньше всех на слуху — далеко не все зрители-неамериканцы в курсе, что между Никсоном и Рейганом вообще был какой-то президент, кроме Джимми Картера. Что уж говорить о том, что у него была жена. Да, сексизм, но это сексизм эпохи. Джеральд Форд в американскую историю вошел в качестве транзитной фигуры меж двух крайне одиозных правителей, а о том, как к женщинам относились в 1970-е, можно узнать из «Миссис Америки» или недавней «Кокетки». Однако Бетти Форд — единственная героиня, чья история во власти длилась всего три года, а значит, ее можно рассмотреть подробней, чем Элеонору и Мишель. И, что важнее, ее история единственная включает в себя настоящую личную драму, на которой можно сосредоточиться.
К счастью, режиссер Сюзанна Бир («Отыграть назад»), поставившая все десять серий «Первой леди», отлично понимает, кто здесь главная звезда. Во второй половине сезона Мишель и Элеонора не то чтобы уходят на дальний план, но скорее задают контекст, придают истории Бетти и ее мужа (президента Форда играет Аарон Экхарт) дополнительный вес. И сюжет этот — подробный, отлично выстроенный — вполне стоит десятка часов жизни. А после завершения просмотра приятно пофантазировать о том, что в будущем сериал вполне мог бы расширить географию и проблематику. Представьте, например, сериал о Нэнси Рейган и Раисе Максимовне Горбачевой. Впрочем, и про Хиллари Клинтон с Наиной Ельциной тоже наверняка получилось бы интересное кино.
Фото: Showtime