Геннадий Устиян

Первую половину «Хорошего лжеца» волнуешься за Хелен Миррен, а вторую — за Йена Маккеллена

3 мин. на чтение

Если Мартин Скорсезе нашел своего героя и музу сначала в Роберте Де Ниро, потом в Леонардо ДиКаприо, а Клинт Иствуд — в самом себе, то Билл Кондон — для разнообразия в британском актере Йене Маккеллене, с которым познакомился, когда тому было под 60. После первого же их совместного фильма «Боги и монстры» (1998) Маккеллен получил свою первую номинацию на «Оскар».

«Хороший лжец» (в кинотеатрах с 14 ноября), экранизация вышедшего три года назад романа Николаса Сирла — третья совместная картина Кондона и Маккеллена, который зато впервые встречается на экране с другой британской легендой Хелен Миррен. Кажется, что история о двух одиноких людях в исполнении блестящих актеров у заслуженного режиссера — то, что нужно, этой теплой, напоминающей европейскую, осенью в Москве. Вот оно, то самое «престижное» качественное кино среди кинокомиксов и блокбастеров со спецэффектами, которого нам не хватало. Все так, но не совсем.

Благообразная вдова под 80 Эстелль (Миррен) начинает переписываться на сайте знакомств со старым жуликом Брайаном (Маккеллен), промышляющим киданием наивных идиотов на деньги. Во время первой встречи офлайн он надеется на секс, она просит ограничиться дружбой. «Бетти», — снова представляется она своим настоящим именем. «Рой», — откликается он, и это не последнее признание во лжи милых английских старичков, которые вместе смотрят «Бесславных ублюдков» Тарантино и обсуждают, что режиссер бессовестно переврал финал Второй мировой.

Намерения Роя известны зрителям с самого начала. Нужно втереться в доверие к вдове, что не так просто, учитывая присутствие в ее доме внука Стивена (Рассел Тови), который постоянно начеку и устраивает Рою допросы. Потом уговорить Бетти положить все сбережения на общий счет и забыть о ней навсегда. Но сосредоточенный взгляд, который бросает на своего нового друга Бетти, говорит нам о том, что старушка — божий одуванчик не так проста. С этого момента пересказывать сюжет нельзя, чтобы не прогневать спойлерофобов.

Билл Кондон — редкий режиссер, который может снять серьезную драму об исследователе сексуального поведения человека Альфреде Кинси и при этом нестыдно закончить сагу для девочек-подростков «Сумерки». Фильм об отношениях двух стариков у него совсем не напоминает пыльную скучную драму — напротив, он начинается как обещание увлекательного триллера. Однако «Хороший лжец» к финалу обрастает таким количеством моральных отягощений, что становится тяжеловесным. Бетти уличает Роя во лжи последовательно и настойчиво, будто чистит луковицу, а когда становятся известными истинные причины ее игры, ведущие аж к Второй мировой, нагромождение разоблачений начисто убирает легкость, с которой рассказывалась история.

Что здесь точно очень удачно, так это подбор актеров. Маккеллена всегда тянуло к теме фашизма — не зря он еще в 1995-м играл Ричарда III как фюрера из XX века. Позже он вернулся к теме адаптации нацизма в современной Америке в «Способном ученике», и даже в, казалось бы, легком блокбастере «Люди Икс» его Магнито выживал в концлагере. Хелен Миррен тоже никогда не годилась на роль отчаявшейся простушки.

Но именно это проверенное качество всех участников вдруг дает в «Хорошем лжеце» странный эффект. Зрители знают, что в какой-то момент их ждет сюжетный разворот, который изменит ход фильма, и когда он наконец происходит, то воспринимается не как откровение, а как слишком перенадуманное украшательство. Так на старое здание нахлобучивают хайтековскую крышу из лучших побуждений, чтобы соответствовать моде на эклектику. Сирл, а за ним и Кондон вдруг неожиданно связывают современный криминал с преступным военным бэкграундом, хотя мы знаем, что одно прекрасно существует и без другого — не нужно в каждом сегодняшнем пройдохе искать преступные корни, он может быть жуликом и сам по себе. История Бетти даже неожиданно пытается вписать себя в контекст движения #MeToo, но это только идет фильму во вред.

Как частная история о двух людях, которые играют в опасные кошки-мышки, «Хороший лжец» работает на пять. Но попытка прочитать нам мораль, что любое преступление из прошлого нагонит и накажет с неизбежностью рока, только еще больше напоминает, что такое случается в основном в кино.

Фото: «Каро-Премьер»

Подписаться: