У российского кино, как известно, особый путь, однако и на этой суверенной дороге бывают странные сближенья. Сериал «Первый класс» поначалу не обещал ничего необычного, но на практике попал в мировой тренд на выстраданную бытовую сатиру в духе сериала «Грызня».
Впрочем, в первых эпизодах «Первый класс» — это аккуратно сделанная, но вполне обыкновенная комедия положений про трех подруг. На пороге очередного петербургского лета они озабочены не вечеринками, а сдачей детей в престижную школу «Культурное наследие». Конфликт поначалу лишь намечен: у сотрудницы департамента культуры Ани (Юлия Хлынина) и начинающей писательницы Тани (Марина Васильева) дочерей зовут одинаково. Для женщин это тлеющее поле конкуренции, но до поры они избегают конфликта: Аня зовет свою Соней, а поклонница Бродского Таня — Софой. В честь Иосифа Александровича у Тани, кстати, зовут кота. Наконец, третья подруга Лена (Анна Чиповская) вынуждена заботиться о сыне своего мужа Бориса (Ростислав Бершауэр) от первого брака. Это отвлекает и от высокодуховной работы инструктором по йоге, и от тщетных попыток забеременеть.
Однако эта понятная драматургическая схема стремительно усложняется. Вместо повышения по службе Аня получает унизительную работу администратора и новую начальницу — склонную к доминированию Викторию Потапову (Елена Лядова). Любовник Виктории — директор той самой школы (Михаил Тройник), которому до 1 сентября необходимо подешевле отремонтировать вверенное ему аварийное здание.
После обстоятельного знакомства с персонажами становится вполне очевидно, что на фоне повисших над питерскими каналами белых ночей всех без исключения здесь ждут разнообразные кризисы и срыв масок. Нескольким персонажам предстоит и реальная потеря человеческого облика, к счастью, сравнительно обратимая, учитывая общий комедийный тон.
Уже дебютный полный метр Светланы Самошиной «Край надломленной луны» обнаруживал в постановщице склонность к бесстрашному исследованию особенностей национальной дисфункциональной семьи. Длинная сериальная дистанция естественным образом дала возможность для развернутого высказывания о наболевшем. Выпускница СПбГУ (его окончили и героини) Самошина, кажется, из каких-то иронических соображений заставила играть жителей города на Неве актеров преимущественно из Москвы. Отсюда у героев чисто московская динамика и скорость реакций, действие ни разу не провисает, а только набирает обороты.
Именно этот бойкий темп помогает зрителю за раз пройти по всем болевым точкам, в которые «Первый класс» тычет без предупреждения. Здесь и инфантилизм под маской цинизма, и беспринципность в дорогих костюмах, и простое жлобство за фасадом снобизма, к которому обязывает место действия. Однако главное свойство «Первого класса» даже не безжалостная точность характеров, а сочувствие и редкая для современного русского кино человечность. Ближе к финалу несовершенства актерской игры и постпродакшна кажутся не ошибками, а способом подчеркнуть чуть заполошную искренность интонации. Как и в упомянутой «Грызне», в «Первом классе» есть моменты оправданного выхода за пределы хорошего вкуса. Здесь и обязательная «шаверма», и посиделки в рюмочной, и хоровое исполнение песни «Боже, какой пустяк». Пиком становится поющая за кадром группа «Белая гвардия» — любимое стыдное удовольствие филологических девушек начала нулевых. С другой стороны, совсем недавним российским хитом стал сериал, в котором постоянно звучал «Ласковый май», так что почему бы и нет? В конце концов без таких выпадов поперек трендов классная современная мелодрама просто мыло.
Легально сериал доступен на «Иви».
Фото: «Иви»