У девятиклассника Гоши (Макар Хлебников) — большая и относительно дружная семья, в которой планируется пополнение: мать Гоши (Александра Урсуляк) готовится взять четвертого приемного ребенка.
Затюканный папа (блестящая работа Алексея Аграновича) давно зарекся перечить партнерше. Их «новый сын» Виталик (Платон Саввин) — проблемный и внешне жутковатый, так что в семье его быстро прозовут Оменом. Вернее, называть его так будет только Гоша, на которого у родителей совсем не останется времени. А 15 лет — это такой возраст, когда время подростку обязательно нужно. Тех, кто его уделит, молодой человек найдет в центровом стендап-клубе. Здесь он выйдет на сцену, чтобы рассказать обо всем наболевшем, от внутренних метаний до маминого вибратора в форме пингвина. Быстро окажется, что личная драма и потребность в психотерапии прекрасно конвертируются если не в деньги, то во что-то вроде искусства.
Наталия Мещанинова совсем не лукавила, когда в интервью «Москвич Mag» говорила, что постоянно работает: фильмы, в которых она выступает если не режиссером, то сценаристом, стабильно выходят один-два раза в год. Причем это явно не поточное производство — черты родства между «Обычной женщиной» и «Сердцем мира» весьма условны. К таковым, пожалуй, можно отнести разве что свежесть взгляда и отсутствие дефицита идей. «Пингвины моей мамы» — заход на очередную новую территорию. Это молодежная трагикомедия в модных обстоятельствах быта стендап-комиков.
Эта среда уже не впервые беспокоит отечественных кинематографистов — весной вышел спродюсированный Сергеем Светлаковым и Александром Незлобиным сериал «Я не шучу». Однако там категорически не хватало реальной остроты — не реплик (с матом был порядок), а самой по себе драматургии жизненных ситуаций. Над «Пингвинами» Мещанинова работала в паре с Закой Абдрахмановой — обе ученицы Марины Разбежкиной, а значит, исповедуют документальный подход, который в очередной раз вполне себя оправдывает. Вместе с мчащимся по Новому Арбату на скейте Гошей зритель ныряет в московский неон, а проводником в мир «открытого микрофона» служит настоящий стендапер Саша Малой. Первый же номер, показанный в сериале, чуть не заканчивается дракой из-за шуток на тему религии. Авторы показывают, что запрещенных тем для юмора в этих клубах нет, это своеобразная школа толерантности, в которой остроумие оправдывает почти все что угодно.
Веселая жесткость комиков уравновешена семейной частью повествования, которая местами наследует уютным советским фильмам вроде «Вам и не снилось» (работает и сходство Макара Хлебникова с Никитой Михайловским) и даже культовому «Курьеру». Эти краски нужны Абдрахмановой (ей принадлежит идея сериала) и Мещаниновой, чтобы не шокировать зрителя специально. В то же время мир современных подростков, выросших в дисфункциональных семьях, показан как территория постоянной опасности. Так этот мир исследуют в американских молодежных драмеди — напряжение создается не чернушными деталями, а ощущением беззащитности, которое всегда сопутствует взрослению. Может быть, в какой-то момент «Пингвины» даже перебирают с душевностью, но желание оправдать даже родителей-тиранов вызывает безусловное уважение. А в сочетании с коротким хронометражем серий все это делает «Пингвинов моей мамы» редким русским фильмом, после которого зритель будет чувствовать себя хорошо.
Легально сериал доступен на KION.
Фото: Лук-фильм