Геннадий Устиян

«Планета обезьян: Новое царство»: людям есть чему научиться у шимпанзе

3 мин. на чтение

В сериале «Безумцы» есть сцена, где главный герой Дон Дрейпер в 1968-м смотрит в кинотеатре «Планету обезьян». Фильм закончился, а он не уходит из зала, продолжая переваривать финал, где оказывается, что действие все это время происходило не на какой-то отдаленной планете, а на Земле через несколько веков после почти полного исчезновения людей. Сюжетный спойлер с торчащей из пляжного песка статуей Свободы, прозвучавший еще значительнее из-за отсутствия в то время интернета — один из самых важных киномоментов эпохи. И интересно, что за 56 лет, прошедших с премьеры «Планеты обезьян», франшиза состарилась вполне достойно.

Плюсы:

— «Новое царство» (в международном прокате с 10 мая, в России картину можно посмотреть только онлайн у пиратов) — десятый фильм в кинофраншизе «Планета обезьян», и, учитывая, сколько десятилетий она длится, это не то чтобы большая цифра. Первые пять фильмов вышли на рубеже 1960–1970-х, потом был долгий перерыв, пока в 2001-м Тим Бертон не решил снять свою версию, оказавшуюся неожиданно неудачной и снятой скорее равнодушно-формально — странным образом мир «Планеты обезьян» оказался не близок эстетике создателя «Эдварда Руки-ножницы» и «Бэтмена». Через десять лет вышла трилогия, начавшаяся с истории первого главаря обезьян, шимпанзе Цезаря в исполнении гениального Энди Серкиса, и закончившаяся в 2017-м его смертью. «Новое царство» — четвертая часть в этом цикле (и никак не ребут, как настаивает режиссер Уэс Болл, известный по «Бегущему в лабиринте»). Фильм начинается со сцены похорон Цезаря и тут же перескакивает на три века вперед, так что «Новое царство» и продолжение трилогии о Цезаре, и в каком-то смысле приквел оригинального цикла 1960–1970-х;

— главный герой, шимпанзе Ноа (Оуэн Тиг), живет в коммуне, которая эволюционировала за сотни лет после действия последней трилогии от каменного века до бронзового. Шимпанзе осели и в основном питаются сушеной рыбой, которую для них вылавливают ручные орлы. Но принципы мирного сожительства, провозглашенные Цезарем, давно позабыты — племя воинственных горилл нападает на поселение Ноа, убивает предводителя и уводит пленных в рабство. Очнувшись утром в разрушенном доме, Ноа отправляется на поиски родных — так начинается своеобразное роуд-муви, в котором герой встречает сначала мудрого орангутана Раку (Питер Макон), а потом перепуганную девушку Мэй (Фрейя Аллан), отбившуюся от остальных низведенных до уровня животных людей;

— «Планета обезьян» так хорошо сохранилась в том числе и потому, что она не просто очередной голливудский блокбастер, рассчитанный на полных идиотов. Даже Джеймс Бонд, который в смысле киножизни старше обезьян на шесть лет, довольно примитивный парень — ему нужно выполнить задание и отправиться вдаль в обнимку с красоткой. «Планета обезьян» сложнее — всегда актуальная и подвижная аллегория, выдерживающая любые параллели с состоянием современного общества. Можно сказать, что предводитель горилл-воинов Проксимус Цезарь (Кевин Дюранд) как Сталин, извративший наследие Цезаря-Ленина, или что противостояние оседлых охотников шимпанзе и кочевых горилл показано как классическое устройство демократического общества с его консерваторами и новаторами. Одно имя Цезарь и любовь Проксимуса к истории Древнего Рима, которую ему читает чуть ли не единственный разумный человек в фильме Треватан (Уильям Х. Мэйси), говорит о том, что «Планета обезьян» показывает развитие человеческого общества в кривом зеркале;

— потрясающие компьютерные эффекты, демонстрирующие их эволюцию даже после относительно недавнего 2017 года, когда вышла предыдущая часть «Планета обезьян: Война». Особенно удалась мимика Раки, выражающая все возможные реакции, кажется, что даже настоящий живой актер так бы не смог;

— роскошные изобретательные экшн-сцены, например нападение горилл-всадников на мосту через бурную реку и финальная схватка Ноа с Проксимусом в заброшенном бункере, который стремительно заполняет море.

Минусы:

— «Новое царство», в общем, сиквел-уродец, которого никто не ждал, лишняя четвертая часть в трилогии и одновременно явно заявка на отдельную серию фильмов, поэтому и финал здесь предполагает, что самое интересное должно нас ждать впереди. От этого есть ощущение незаконченности истории;

— в таких случаях всегда хочется жаловаться на Голливуд, который, вместо того чтобы снимать оригинальные фильмы, вечно пережевывает старый материал. Но «Планета обезьян» — редкое исключение, с ней у нас есть возможность не только смотреть на достижения современной графики, но и считывать идеи о развитии человеческого общества — приятно, когда сценаристы и режиссеры не держат тебя за полного дурака. Судя по тому, что «Новое царство» собрало в первый уикенд в мировом прокате больше 140 млн долларов при бюджете 160 млн, сосуществование могучих обезьян и бывших хозяев мира людей может преподнести сюрпризы.

Фото: 20th Century Studios

Подписаться: