После того как автор, помимо прочего, «Хроник Нарнии» Клайв Стейплз Льюис умер в 1962-м в один день с Джоном Кеннеди и Олдосом Хаксли, американский философ и теолог Питер Крайфт написал книгу «Между раем и адом: Диалог где-то за пределами смерти между Дж. Ф. Кеннеди, К. С. Льюисом и О. Хаксли», в которой представил, о чем могли говорить эти выдающиеся люди.
Новый фильм режиссера Мэттью Брауна по написанной уже в нашем веке пьесе Марка Сен-Жермена «Последний сеанс Фрейда» предлагает поприсутствовать при другом вымышленном споре — между тем же Льюисом и Зигмундом Фрейдом, о встрече которых ничего не известно — драматурга вдохновила история о том, что к Фрейду незадолго до его смерти приезжал профессор из Оксфорда, и он решил, что почему бы ему не оказаться Льюисом. Особого специального смысла в этом концепте не видно — на месте выбранных персонажей могли бы быть любые другие, и ничто Фрейда с Льюисом в реальной жизни не связывало, так что фильм Брауна может заинтересовать вас, если вы очень любите фэнтези с говорящими животными или верите в психоанализ, а лучше и то и другое.
Плюсы:
— «По Фрейду» (в кинотеатрах с 18 апреля) обещает спор Льюиса, который в течение жизни то терял веру в Бога, то ее снова обретал (в том числе под влиянием друга, яростного католика Джона Толкина), и убежденного защитника науки Фрейда, сводящего здесь веру к страху смерти. Но это неравный спор. Льюис навещает Фрейда, готовясь к разносу своей пародии на написанную в XVII веке Джоном Беньяном книгу «Путешествие пилигрима», но узнает, что тот ее даже не читал. Интеллектуальный спарринг все же начинается, когда Фрейд, помогая Льюису справиться с панической атакой во время угрозы нацистской бомбардировки, начинает его анализировать и ставить диагноз. На дворе первые дни сентября 1939 года, Фрейд только недавно бежал в Лондон от фашистов, которые позже сожгут его сестер в концлагерях. Вторая мировая война началась, и Фрейду осталось жить меньше месяца. Ему уже нечего терять, горечь от осознания, что в конце его жизни зло и тьма в лице Гитлера все же победили, заставляет его резать правду-матку, в то время как молодой Льюис пытается вежливо возражать. Спор получается не на равных;
— главное достоинство фильма и основная причина его смотреть, конечно, Энтони Хопкинс в роли Фрейда (любопытно, что больше тридцати лет назад он сыграл и Льюиса в «Стране теней» Ричарда Аттенборо). Великий актер играет Фрейда как человека, который знает о своем приближающемся конце, не относится к нему с трепетом, готов над этим мрачно шутить и не терпит глупости, даже если она высказана из лучших побуждений. Рядом с Хопкинсом сыгравшему Льюиса Мэттью Гуду ничего не остается, как вежливо слушать и иногда вставлять кроткие возражения;
— так как это фильм о Фрейде, рано или поздно разговор сводится к сексу и оральной фиксации, о которой основатель психоанализа говорит со смешком, вставляя в рот сигару, несмотря на свой рак горла. У каждого оппонента есть слабые места, по которым противник наносит болезненные удары. У Льюиса это мать погибшего в окопе Первой мировой друга, с которой у него начался длительный роман, основанный на чувстве вины. У Фрейда это единственная дочь Анна (Лив Лиза Фрис), которая пошла по его стопам (специализация — садомазохистские фантазии), и окружающие давно замечают, что отношения отца и дочери как будто перекочевали из их научных трудов, если выразиться как можно мягче;
— «По Фрейду» выгодно отличается от своих соседей по кинозалам — все-таки не каждую неделю в прокат выходят фильмы, целиком посвященные теологическим спорам двух выдающихся умов XX века.
Минус:
— к сожалению, режиссер Браун почти ничего не делает для того, чтобы фильм не был похож на лекцию. Перед нами довольно статичное зрелище, театральная пьеса, просто перенесенная на экран, причем пьеса с полными штампов репликами. Исключение составляют флешбэки из молодости Льюиса в траншее и его же прогулка по таинственному лесу, который, как можно догадаться, спустя годы превратится в Нарнию. В какой-то момент Фрейд как старший товарищ напутствует Льюиса: «Путь к истине — от ошибки к ошибке». Вот уж воистину то, что столетие назад можно было счесть откровением, в наше время звучит как клише.
Фото: Capella Film