Ярослав Забалуев

Почему все женщины в российских сериалах хотят быть содержанками?

2 мин. на чтение

Не стоило все-таки недооценивать сериал «Содержанки». Когда теледебют Константина Богомолова только выходил на экраны, многие кривились, однако именно этот проект в итоге заложил какие-то корневые основы образа современной героини.

Эта героиня не хочет работать, а хочет быть красивой настолько, чтобы превратить внешность в товар, который можно по возможности выгодно продать. У Богомолова (и его последователей — режиссер окончательно выбыл на третьем сезоне) у такой героини было лицо женщины-мента в исполнении Дарьи Мороз. Сегодня этих лиц уже множество — возраст и масть можно выбрать на любой вкус.

Вот, например, Анастасия Ивлеева, которая в нашумевшем пару месяцев назад «Монастыре» сыграла именно содержанку, вынужденно вставшую на путь духовного перерождения. А вот героиня «Авроры» Романа Волобуева Саша Зорина — в детстве стала звездой блокбастера, а теперь живет за счет тех, кого сама же и обвиняет в тупости и бездуховности. Или, скажем, «Алиса не может ждать» Натальи Мещаниновой: мама героини отводит душу на работе экскурсоводом, старшая дочка не может устроиться даже на ресепшн в фитнес-клубе, а младшая, заглавная Алиса, стремится подороже продать девственность, пока окончательно не ослепла. Пока герои «Надвое» Валерия Тодоровского надрываются в офисе, их зазнобы заняты тем, что страдают или разгуливают по Петербургу в подпитии.

В спродюсированной Жорой Крыжовниковым «Нине» главная героиня, мать троих детей, покинутая богатым мужем, обнаруживает, что не способна работать даже в пивном магазине, впрочем, в комедиях так бывает. Наконец, в «Черной весне» Любови Львовой и Сергея Тарамаева жена олигарха настолько измаялась, что хочет поскорее лечь под подростка-насильника, а ее дочка-школьница — под заезжего режиссера. Из более ранних примеров можно вспомнить эпос о тяжелой жизни провинциальных секс-работниц под названием «Чики» или «Верность» Нигины Сайфуллаевой. Ну и, наконец, еще один яркий пример современной российской телегероини — вебкам-модель, как в сериалах «Happy End» и «1703».

Отечественное кино открыто гордится тем, что уделяет так много внимания женским персонажам. Во всех упомянутых проектах с девушками, девочками и женщинами много чего происходит, но лежат эти сюжеты преимущественно в плоскости поиска благодетеля (ну или наработки клиентской базы). Ничего дурного в этом, в общем, нет — в 2023 году не с руки рассуждать с позиций старомодной морали и нравственности. Однако на деле этот тип героини при всех современных приметах отсылает нас лет на тридцать пять назад — во времена «Интердевочки», «Маленькой Веры» и других позднесоветских шедевров. Проблемы, страсти, эмоции — все это оттуда. Речь о героинях, которые при всей эмансипированности и сексуальной раскрепощенности по-прежнему не способны организовать жизнь самостоятельно. Каждой из них, пусть и по-разному, для полноценного существования вновь нужен мужчина (даже если это символическая отцовская фигура, списанная с режиссера Балабанова, как в «Авроре»). Без этого условия эта жизнь выглядит неполной.

Вполне вероятно, что все упомянутые фильмы и сериалы действительно отражают некоторый сектор реального положения дел, удобный и привычный для построения драматургии. Однако не секрет, что в России (даже в России) растет число женщин на руководящих должностях, которые, кстати, справляются с работой часто лучше мужчин. В американском и европейском телевизионном кино такие героини уже давным-давно успешно востребованы. Из последнего можно вспомнить «Аляску дейли», «Женщину при деньгах» или «Час дьявола», а в ретросегменте царят «Джулия», «Кокетка» и «Первая леди». Это проекты, авторы которых ищут и находят героинь, живущих собственной независимой жизнью, в которой есть работа, семья, секс и все, что им захочется. В России же пока у актрис есть выбор между жертвой обольстителя и холодной стервой, которая вертит мужиками, как захочет. 16 февраля у «Содержанок», которых так и не удалось закончить, выходит четвертый сезон.

Подписаться: