Геннадий Устиян

«Погребение»: иногда для хорошего кино достаточно двух отличных актеров

3 мин. на чтение

В последние два десятилетия жанр судебной драмы переживал упадок — частично он перешел в сериалы, но было также и распространенное мнение, что люди не хотят больше ходить в кино и смотреть на юридические дебаты — это не тот случай, когда можно залить экран спецэффектами. Но смотря как снять. Почти одновременно вышли два фильма, которые снова сделали судебную драму актуальной: французский победитель Каннского кинофестиваля «Анатомия падения», где процесс о возможном убийстве превращается в разбор несчастливого брака, и «Погребение» (в прокате США с 6 октября, в России у пиратов картину можно найти и под названием «Похороны»).

Плюсы:

— режиссер Мэгги Беттс не зря получила в 2017-м приз фестиваля Сандэнс «прорыв в режиссуре» за драму «Послушница», где юная Маргарет Куолли сомневалась в выбранном жизненном пути — служении церкви. В своем новом фильме «Погребение» Беттс берет стылый жанр и делает из него развлекательное и вполне коммерческое (в положительном смысле) кино о борьбе всего хорошего (простые трудяги) со всем плохим (корпоративная жадность). Снято «Погребение» в лучших традициях мейнстримных судебных драм 1990-х, где блистали звезды первой величины вроде Тома Круза и Джека Николсона, и в данном случае эту «старомодность» стоит приветствовать всем зрителям, уставшим от пластиковых супергероев;

— сюжет тем более ценен, что основан на реальной истории, произошедшей в 1995 году и описанной в статье журнала The New Yorker в 1999-м. Владелец восьми похоронных бюро и одной страховой компании на юге штата Миссисипи, 75-летний ветеран Второй мировой Джерри О’Киф (Томми Ли Джонс) получает повестку о временном отзыве лицензии и очень расстраивается, что не сможет оставить подушку безопасности в виде приличной суммы на жизнь своим 13 детям (ни один из них в кадре не появляется, так что, скорее всего, они не живут с родителями и, значит, сами неплохо справляются. Но тут дело родительской чести). Джерри хочет продать часть своего бизнеса, и его старый друг и по совместительству адвокат Майк Оллред (Алан Рак) находит покупателя в Канаде — крупную похоронную компанию Loewen Group, владелец которой Рэй Лоуэн (Билл Кэмп) принимает новых партнеров на яхте и соглашается купить три бюро, довольно потирая руки и приговаривая: «Грядет золотая эпоха смерти» (он имеет в виду, что в стране живут 50 млн человек старше 65 лет). Бизнесмены ударяют по рукам и разъезжаются, проходят месяцы, но Лоуэн не спешит подписывать договор. О’Киф решает, что мерзавец хочет дождаться, когда он совсем разорится, чтобы скупить его бизнес по дешевке, и подает в суд. Формально Джерри не прав, договор не подписан, но юный ассистент его адвоката Хол Докинс (Мамуду Ати) советует ему нанять еще одного — так как суд будет проходить в округе с 70% чернокожего населения, разумно нанять черного же представителя истца. Так в жизни Джерри появляется адвокат-суперзвезда Вилли Гэри (Джейми Фокс), специализирующийся, правда, не на договорном праве, а на личном ущербе, зато не проигравший ни одного дела за 12 лет и называющий себя убийцей великанов. Лоуэн, не будь дураком, тоже нанимает команду чернокожих защитников во главе с безжалостной Мэйм Даунс (Джерни Смоллетт), которая особенно сильна в перекрестных допросах (и позже мы в этом убедимся). Всех участников ожидает непростая битва, хотя не все еще подозревают, до каких величин вырастут ставки;

— для судебной драмы хорошие актеры с проверенным десятилетиями звездным обаянием даже не полдела, а все 90% дела. Томми Ли Джонс и Джейми Фокс играют на контрасте. Интроверт и экстраверт, зануда и холерик, скромный трудяга и уверенный в себе шоумен, превращающий суд в свой личный цирк — прекрасные актеры, которые знают, что у них получается лучше всего;

— интересно, как расовый вопрос в этой истории вплелся в бизнес-разбирательство между двумя белыми мужчинами. Джерри нанимает Вилли в первую очередь из-за его цвета кожи, и в финале именно расовый вопрос станет решающим — когда Хол найдет среди документов договор Лоуэна с чернокожей Национальной баптистской конвенцией. Таким образом суд становится не разбирательством о частном деле нарушения договора, а местом для дискуссии об эксплуатации бедняков;

— забавный факт — среди продюсеров фильма значится жена певца Стинга Труди Стайлер.

Минус:

— можно сколько угодно жаловаться на то, что не все интереснейшие второстепенные герои получили достаточно внимания на экране. Отличная тема платонической (потому что он женат, а она профи) симпатии противников Вилли и Мэйм, начинающаяся с объяснимой неприязни, не получает никакого развития. Но победителей не судят, и не только в суде.

Фото: Amazon Prime video

Подписаться: