«Поймать монстра»: бойкая сиротка, голодный кролик и красивый Мадс Миккельсен в пижаме
На английском кинодебют известного шоураннера Брайана Фуллера («Ганнибал», «Американские боги») называется Dust Bunny — «Пыльный кролик». В самом начале фильма крупно снятые песчинки пыли летают по полу в спальне главной героини Авроры (Софи Слоун) и собираются в нечто, отдаленно похожее на кролика. Позже голова другого грызуна, уже в виде готового съедобного димсама, будет стервозно откушена роковой диспетчершей киллеров Лаверн (сама мать всех монстров Сигурни Уивер). Кроличья тема в российском прокате (с 18 декабря) сведена к минимуму, но Фуллер напичкал свой первый фильм таким количеством идей и оригинальной фактуры, что посмотреть тут есть на что.
Плюсы:
— все началось с того, что Аврора боится темноты. Во всяком случае, так думают ее приемные родители, которые убеждают девочку, что под кроватью нет никакого монстра. Устав их убеждать, Аврора выслеживает загадочного соседа (Мадс Миккельсен в свои 60 выглядит так, что хочется пожелать всем сохраниться до этого возраста так же) из квартиры 5b до китайского квартала, где на него нападает целая толпа скрытых под костюмом дракона головорезов. Сосед, естественно, всех их красиво раскидает, и наблюдающей за дракой с крыши Авроре покажется, что он сражается с драконом. Кто еще может избавить ее от монстра под кроватью? Аврора идет в церковь, выносит оттуда пожертвования прихожан на 300 с лишним долларов и предлагает соседу убить ее собственного дракона — мы уже догадались, что сосед работает наемным убийцей. Так выдуманный (или нет?) мир ребенка пересекается с реальным жестоким миром взрослых, и не успевает зритель сказать про себя: «Леон» Люка Бессона», как киллеры и ФБР уже проникают всеми правдами и неправдами в квартиру Авроры;
— Брайан Фуллер вроде хочет поговорить о детской травме (причем не только Авроры, но и 60-летнего соседа), но слишком увлечен деталями мира, который показывает нам с профессионализмом опытного стилиста. Миккельсен весь фильм ходит в яркой пижаме и обедает в китайском ресторане с аквариумом, где плавают акулы — даже слишком лобовая метафора опасностей, которые окружают жителей этого мира. В другом ресторане киллер встречается с заказчицей Лаверн, одетой в платье, цветы на котором устраивают перекличку с дизайном заведения. Это очень красивый фильм, где каждая деталь громко требует, чтобы ею наслаждались не меньше, чем сюжетом и диалогами;
— Фуллер населяет свой фильм персонажами, которых мы как будто где-то уже видели. Девочка Аврора, готовая помочь соседу расчленить тело врага, скорее наследует не Матильде из «Леона», а Уэнсдей из «Семейки Аддамс». Немногословный и слегка уставший от своей хлопотной работы киллер — тот самый неотразимый плохой парень из всех нуаров про неотразимых плохих парней с золотым сердцем. Даже Сигурни Уивер играет свою Лаверн, как будто та просто перешла из «Садовника» Пола Шредера трехлетней давности. Что уж говорить о фактурных наемниках и агентах ФБР, которые не те, кем кажутся, пока не станут едой для голодного кролика;
— кинодебют Фуллера вполне получился — есть кому продолжать славное дело европейского барочного экшн-кино, которое уже несколько десятилетий продвигают Жан-Пьер Жене и Люк Бессон.
Минусы:
— перед нами не столько фильм, сколько упражнение в стиле. Тема детских травм служит здесь дежурным оправданием насилия и ничем больше, а финал намекает на то, что в наше время умные девочки сами могут выбрать себе семью, которая им подходит. Фуллер скользит по поверхности тем, на которые хочет высказаться, как пыль, летящая по паркету и собирающаяся в комок. Но она делает это так элегантно, а паркет так красиво ложится елочкой за ушедшим монстром, что не хочется предъявлять автору никаких претензий — в конце концов, он не обещал нам ничего больше, кроме как просто нас развлечь.
Фото: «Атмосфера кино»

