«Полицейский из Беверли-Хиллз: Аксель Ф»: Эдди Мерфи вернулся и угомонился
Наверное, во всем виноват, как всегда, Том Круз. Два года назад продолжение «Топ Гана» из 1986 года не только не провалилось, как предрекали многие скептики, утверждавшие, что нынешние зрители просто не помнят, в чем там суть с капитаном по прозвищу Мэверик, но и попало на 12-е место в списке самых прибыльных фильмов в истории кино и «спасло» американский кинопрокат после пандемийных ограничений.
Поэтому экшны 1980-х и 1990-х с подтухшими звездами за 60 сейчас снова на экранах — четвертые «Плохие парни» из 1995-го с Уиллом Смитом вышли в прокат всего месяц назад, и теперь Netflix выпустил 3 июля, накануне Дня независимости, нового «Полицейского из Беверли-Хиллз: Аксель Ф» — Голливуд не знает меры ни в чем, если что-то стало приносить деньги, он готов закидать нас одним и тем же, пока не взмолимся о пощаде. Четвертый по счету «Полицейский из Беверли-Хиллз» (в России его можно посмотреть только онлайн у пиратов) вышел к сорокалетию первого фильма и тридцатилетию третьего — от таких юбилеев, когда по 30–40 лет туда-сюда, кружится голова в машине времени, и надо сказать, что 23-летний Эдди Мерфи выглядел в 1984-м старше своих лет, а сейчас он же в свои 63 выглядит лет на пятнадцать младше.
Плюсы:
— официальный жанр фильмов про копа Акселя Фоули — детектив, главный герой которого должен раскрыть преступление и вывести на чистую воду коррупционеров в полиции. Но «Полицейский из Беверли-Хиллз» относится к таким мелочам, как жанровые рамки или даже сюжет, небрежно — мы знаем, кто злодей, как только на экране появляется известный и любимый миллионами актер, специализирующийся на амплуа мерзавцев (не пишу его имя только из формального уважения к спойлерофобам). И точно! Именно этот коррумпированный коп подставил невинного парня, обвиняемого в убийстве. Адвокатом подставленного подозреваемого является Джейн Сондерс (Тейлор Пэйдж), дочь Акселя Фоули, так что папаша, исчезнувший на 20 лет из жизни дочери, срочно бросает все дела в Детройте и едет к ней в Калифорнию — преступники совсем обнаглели и подвесили Джейн прямо вместе с машиной на парковке, таким образом намекая, чтобы она отказалась от дела. Весь фильм отец с дочерью распутывают зацепки, заодно ругаясь из-за его плохих родительских качеств и нежелания сходить к психологу;
— в новом фильме появляются и остальные актеры, игравшие коллег и друзей Акселя: Пол Райзер, Джон Эштон и Джадж Рейнхолд. Событием можно считать согласие новичка в этой франшизе Джозефа Гордона-Левитта сыграть романтический интерес дочери — детектива Бобби. Когда вышел первый «Полицейский из Беверли-Хиллз», будущему актеру было три года;
— Эдди Мерфи, как и на прошлых фильмах, много импровизировал на ходу, что раньше шло общей задаче на пользу. В четвертой части смешных моментов немного, будем надеяться, что они хотя бы спонтанные;
— сиквелы фильмов из 1980–1990-х предсказуемо играют на утверждении, что раньше жизнь была лучше: комики шутили, не боясь, что на них обидится какое-нибудь меньшинство, женщины не требовали от мужчин, чтобы те ходили к психотерапевту, а мужчины считали, что их обязанности состоят в том, чтобы обеспечивать семью и только. Но главное, что всегда провозглашал «Полицейский из Беверли-Хиллз» — что нельзя играть по правилам. Как только ты играешь по правилам — ты труп, потому что остальные только и делают, что правила нарушают в своих корыстных интересах. Фильмы об Акселе Фоули всегда говорили со зрителями о том, что нужно жить своим умом и думать нешаблонно, даже если это не всегда легально — хорошо ему это было делать, когда не было интернета, смартфонов и камер на каждом углу.
Минусы:
— спасение жанра о герое боевика при помощи дочери, которая дуется на его прошлое отсутствие — дань #MeToo, согласно которой женщины (молодые и привлекательные, конечно же) становятся равными звезде героинями. Этот сюжетный прием настолько превратился в штамп (вспомните последние сериалы с Арнольдом Шварценеггером и Сильвестром Сталлоне «Фубар» и «Король Талсы»), что давно пора придумать новый способ вернуть звезд 1980-х на экраны и перестать слушать нытье про их эгоизм;
— банальные реплики вроде «Родители — всегда родители, дети — всегда дети». Ну правда, Эдди Мерфи не для того 40 лет играл в не самых ужасных комедиях, чтобы теперь опуститься до такого;
— понятно, что 63 года — солидный возраст, в котором не пристало бунтовать и зубоскалить. И все же в первых «Полицейских из Беверли-Хиллз» в Эдди Мерфи было столько энергии и энтузиазма, будто он ждал всю свою жизнь, чтобы ее наконец выплеснуть. В новой части это просто человек, который просто находится на работе. Сорок лет назад Мерфи, тогда телевизионный комик, получил роль Акселя Фоули только потому, что у Сильвестра Сталлоне, утвержденного на роль, оказались писательские амбиции: он хотел переписать сценарий. Аксель Фоули сделал Эдди Мерфи звездой первой величины, и вот он возвращается к этой своей роли и как будто ничего не чувствует. Это обидно;
— к сожалению, дети XXI века знают Эдди Мерфи в первую очередь как осла из «Шрэка»;
— в самом появлении четвертого «Полицейского из Беверли-Хиллз» есть какое-то признание поражения. Предыдущие фильмы шли в кинотеатрах, и люди вставали в кассу, чтобы заплатить деньги и посмотреть кино с любимыми актерами. Новая часть вышла на Netflix, а это значит, что люди посмотрели ее дома, не вставая с кресла, между ужином и выяснением отношений с членами семьи.
Фото: Netflix