Наверное, во всем виноват, как всегда, Том Круз. Два года назад продолжение «Топ Гана» из 1986 года не только не провалилось, как предрекали многие скептики, утверждавшие, что нынешние зрители просто не помнят, в чем там суть с капитаном по прозвищу Мэверик, но и попало на 12-е место в списке самых прибыльных фильмов в истории кино и «спасло» американский кинопрокат после пандемийных ограничений.
Поэтому экшны 1980-х и 1990-х с подтухшими звездами за 60 сейчас снова на экранах — четвертые «Плохие парни» из 1995-го с Уиллом Смитом вышли в прокат всего месяц назад, и теперь Netflix выпустил 3 июля, накануне Дня независимости, нового «Полицейского из Беверли-Хиллз: Аксель Ф» — Голливуд не знает меры ни в чем, если что-то стало приносить деньги, он готов закидать нас одним и тем же, пока не взмолимся о пощаде. Четвертый по счету «Полицейский из Беверли-Хиллз» (в России его можно посмотреть только онлайн у пиратов) вышел к сорокалетию первого фильма и тридцатилетию третьего — от таких юбилеев, когда по 30–40 лет туда-сюда, кружится голова в машине времени, и надо сказать, что 23-летний Эдди Мерфи выглядел в 1984-м старше своих лет, а сейчас он же в свои 63 выглядит лет на пятнадцать младше.
Плюсы:
— официальный жанр фильмов про копа Акселя Фоули — детектив, главный герой которого должен раскрыть преступление и вывести на чистую воду коррупционеров в полиции. Но «Полицейский из Беверли-Хиллз» относится к таким мелочам, как жанровые рамки или даже сюжет, небрежно — мы знаем, кто злодей, как только на экране появляется известный и любимый миллионами актер, специализирующийся на амплуа мерзавцев (не пишу его имя только из формального уважения к спойлерофобам). И точно! Именно этот коррумпированный коп подставил невинного парня, обвиняемого в убийстве. Адвокатом подставленного подозреваемого является Джейн Сондерс (Тейлор Пэйдж), дочь Акселя Фоули, так что папаша, исчезнувший на 20 лет из жизни дочери, срочно бросает все дела в Детройте и едет к ней в Калифорнию — преступники совсем обнаглели и подвесили Джейн прямо вместе с машиной на парковке, таким образом намекая, чтобы она отказалась от дела. Весь фильм отец с дочерью распутывают зацепки, заодно ругаясь из-за его плохих родительских качеств и нежелания сходить к психологу;
— в новом фильме появляются и остальные актеры, игравшие коллег и друзей Акселя: Пол Райзер, Джон Эштон и Джадж Рейнхолд. Событием можно считать согласие новичка в этой франшизе Джозефа Гордона-Левитта сыграть романтический интерес дочери — детектива Бобби. Когда вышел первый «Полицейский из Беверли-Хиллз», будущему актеру было три года;
— Эдди Мерфи, как и на прошлых фильмах, много импровизировал на ходу, что раньше шло общей задаче на пользу. В четвертой части смешных моментов немного, будем надеяться, что они хотя бы спонтанные;
— сиквелы фильмов из 1980–1990-х предсказуемо играют на утверждении, что раньше жизнь была лучше: комики шутили, не боясь, что на них обидится какое-нибудь меньшинство, женщины не требовали от мужчин, чтобы те ходили к психотерапевту, а мужчины считали, что их обязанности состоят в том, чтобы обеспечивать семью и только. Но главное, что всегда провозглашал «Полицейский из Беверли-Хиллз» — что нельзя играть по правилам. Как только ты играешь по правилам — ты труп, потому что остальные только и делают, что правила нарушают в своих корыстных интересах. Фильмы об Акселе Фоули всегда говорили со зрителями о том, что нужно жить своим умом и думать нешаблонно, даже если это не всегда легально — хорошо ему это было делать, когда не было интернета, смартфонов и камер на каждом углу.
Минусы:
— спасение жанра о герое боевика при помощи дочери, которая дуется на его прошлое отсутствие — дань #MeToo, согласно которой женщины (молодые и привлекательные, конечно же) становятся равными звезде героинями. Этот сюжетный прием настолько превратился в штамп (вспомните последние сериалы с Арнольдом Шварценеггером и Сильвестром Сталлоне «Фубар» и «Король Талсы»), что давно пора придумать новый способ вернуть звезд 1980-х на экраны и перестать слушать нытье про их эгоизм;
— банальные реплики вроде «Родители — всегда родители, дети — всегда дети». Ну правда, Эдди Мерфи не для того 40 лет играл в не самых ужасных комедиях, чтобы теперь опуститься до такого;
— понятно, что 63 года — солидный возраст, в котором не пристало бунтовать и зубоскалить. И все же в первых «Полицейских из Беверли-Хиллз» в Эдди Мерфи было столько энергии и энтузиазма, будто он ждал всю свою жизнь, чтобы ее наконец выплеснуть. В новой части это просто человек, который просто находится на работе. Сорок лет назад Мерфи, тогда телевизионный комик, получил роль Акселя Фоули только потому, что у Сильвестра Сталлоне, утвержденного на роль, оказались писательские амбиции: он хотел переписать сценарий. Аксель Фоули сделал Эдди Мерфи звездой первой величины, и вот он возвращается к этой своей роли и как будто ничего не чувствует. Это обидно;
— к сожалению, дети XXI века знают Эдди Мерфи в первую очередь как осла из «Шрэка»;
— в самом появлении четвертого «Полицейского из Беверли-Хиллз» есть какое-то признание поражения. Предыдущие фильмы шли в кинотеатрах, и люди вставали в кассу, чтобы заплатить деньги и посмотреть кино с любимыми актерами. Новая часть вышла на Netflix, а это значит, что люди посмотрели ее дома, не вставая с кресла, между ужином и выяснением отношений с членами семьи.
Фото: Netflix