В современных сериалах все чаще важен не бренд стримингового сервиса, а страна производства. Европейские и особенно британские телешоу разительно отличаются от американских. Даже «Тела» от Netflix при всей обычной для этого стриминга неряшливости оказались исполнены некоторого достоинства. AppleTV+, как полагается и в других подразделениях компании, держит нос по ветру и следом за англо-французской «Связью» выпускает чисто английский детектив «Криминальное прошлое».
Ветеран лондонской полиции инспектор Дэниел Хегарти (Питер Капальди) подрабатывает элитным водителем. По пути он развлекает состоятельных пассажиров жуткими историями из своей практики и в целом явно полагает, что еще пара лет, и можно отправляться на безбедную пенсию. Препятствием на этом пути становится въедливая детектив-сержант Джун Ленкер (Каш Джамбо). Взявшись разобраться с анонимным звонком от девушки, которой угрожает сожитель, Ленкер натыкается на старое дело об аналогичном случае домашнего насилия, но со смертельным исходом. Вскоре Джун обнаруживает, что расследовавший это дело Хегарти с большой долей вероятности упек за решетку невиновного Эррола Матиса (Том Мутчи).
Сила британского кино — в мощном социальном контексте, и кому об этом знать лучше, чем сыну режиссера-классика Кена Лоуча Нилу, который поставил большую часть эпизодов «Криминального прошлого». Уже в завязке сериал предлагает зрителю столкновение белых лондонцев (Хегарти) с темнокожими (Ленкер и несправедливо осужденный Матис) и полицейскую коррупцию. Этого классического сочетания вполне достаточно для выстраивания неторопливого сюжета на восемь серий. В остальном свое дело могло бы сделать обаяние Питера Капальди, который с каждым годом становится все более зловещим и выразительным.
Однако Лоуч и шоураннер Пол Рутман в отличие от многих коллег не удовольствовались удачно придуманной завязкой. «Криминальное прошлое» не просто детектив, а полноценный полицейский триллер — жанр, который в чистом виде на современном телевидении встречается реже, чем может показаться. Авторы подбрасывают героям все новые и новые обстоятельства — здесь и жизнь в злых социальных трущобах, и сложная система полицейских информаторов, и коррупция, вред которой является вопросом дискуссионным. Ударов по нервам хватает — достаточно сказать, что один из эпизодов начинается с выстрела в голову ребенку. Все эти детали нужны для того, чтобы психологический накал шахматной партии между Хегарти и Ленкер не ослабевал ни на минуту. Ставки постоянно растут, вместо фигур — живые люди. И вот здесь уже принципиальное значение играет безупречный кастинг. Непроницаемый и излучающий угрозу герой Капальди постепенно раскрывается не столько как злодей, но как старый коп, выработавший собственный кодекс чести и поведения. Сержант Ленкер в исполнении Джамбо, напротив, лишь узнает неприглядные тонкости полицейской работы и идет на первые сделки с совестью — якобы во имя высшей цели. И исход этой дуэли с каждой серией становится все более непредсказуемым — нечастое качество для современных сериалов, предпочитающих упрощенные представления о добре и зле.
Фото: Apple TV+