«Полуночной мессе» недостаточно нас пугать, она претендует на разговор о природе веры
Успешный стартап Райли Флинна (Зак Гилфорд) потерпел крах после того, как он заснул за рулем и сбил девушку.
Выйдя из тюрьмы, он возвращается на родной остров Крокетт, население которого составляет всего 127 человек. В тюрьме бывший церковный служка много думал и вышел убежденным атеистом, что идет вразрез с воззрениями односельчан. На путь истинный жителей Крокетта много лет наставлял престарелый священник Джон Прюитт, который недавно отправился в паломничество в Дамаск. По пути он пропал, и заменить его на остров прибывает молодой и энергичный отец Пол Хилл (Хамиш Линклейтер). После его приезда жизнь Крокетта меняется. Новичок завоевывает симпатии местных жителей вкрадчивым участием, а вскоре заставляет встать и пойти парализованную девочку. Это лишь первое в череде чудес, творимых Хиллом, но вскоре становится понятно, что за религиозное возрождение Крокетта жителям придется заплатить цену несколько более высокую и жуткую, чем они рассчитывали. Райли, впрочем, с самого начала относится к чудотворцу с обоснованной настороженностью.
Вряд ли кто-то вспоминает, что Майкл Флэнеган начинал с недорогих хорроров, вдохновленных детскими воспоминаниями о жизни в Салеме, знаменитом своими процессами над ведьмами. Три года назад он совершил решительный прорыв с «Призраками дома на холме», поставленными для Netflix, а закрепил результат «Доктором Сон» — дерзким и амбициозным сиквелом «Сияния». В итоге у Флэнегана сейчас заключен контракт с Netflix, который после тоже успешных «Призраков усадьбы Блай» дал постановщику карт-бланш на персональный магнум опус.
«Полуночная месса» — первый за многие годы полностью авторский проект Флэнегана. В нем невооруженным глазом видны среди прочего и автобиографические черты: Майкл уже три года трезв и столько же, по его признанию, не прислуживает в церкви. Именно созданию максимальной достоверности посвящены первые эпизоды сериала. Прошлые проекты режиссера говорили о том, что он прекрасно знаком с хоррор-традициями как в литературе, так и в кино. Следовательно, выбрав местом действия отрезанный от цивилизации островок, он, с одной стороны, отдает почтение предшественникам (вроде «Плетеного человека»), а с другой — детализирует пространство, избавляясь от ненужных сравнений.
Происходящее во второй половине сериала только лишний раз подтверждает талант Флэнегана, опираясь на наработки предшественников, творить собственный мир. Пересказывать сюжет здесь не представляется возможным: «Полуночная месса» — это тот самый случай, когда портить удовольствие от просмотра спойлерами по-настоящему жаль. Очевидно, что опыт первых и вторых «Призраков» не прошел для Флэнегана даром: его жанром был и остается готический роман. Постановщик прибегает к «скримерам» лишь в тех случаях, когда это необходимо, а напряжение удерживает совсем иными методами.
Довольно быстро становится ясно, что «Полуночная месса», каждая серия которой имеет подзаголовок из «Писания», — это вдумчивое жанровое рассуждение ни много ни мало о природе веры, а также жизни и смерти. И наивно такой выбор тем звучит лишь на словах. Флэнеган не только совершенно искренен в своих сантиментах, но и драматургически изобретателен. Действие не только выдыхается, а, напротив, лишь наращивает накал, чтобы в финале оставить оглушенными даже завзятых скептиков. Напоследок добавим, что сериал уже высоко оценил Стивен Кинг, и это понятно. Если бы «Полуночную мессу» не придумал Майкл Флэнеган, сериал точно стал бы лучшей из участившихся экранизаций прозы «короля ужасов».
Фото: Netflix