«Попутчики» — история 30-летней любви, которая по-прежнему назвать себя смеет не везде
Американский чиновник Хокинс Фуллер (Мэтт Бомер) устраивает вечеринку в своем особняке по случаю перевода на работу в Милан. Красиво стареющий мужчина встречает новую карьерную ступень в кругу семьи и друзей, однако праздник нарушает старый друг, вашингтонский журналист Маркус Хукс (Джелани Алладин). Отведя Фуллера в сторону, он сообщает, что в Сан-Франциско умирает от СПИДа еще один их товарищ, Тим Лафлин (Джонатан Бэйли). Хокинс приходит в замешательство и понимает, что ему необходимо успеть повидаться с Лафлином. Параллельно он предается воспоминаниям и переносится из 1986-го в 1952 год, когда он, блестящий бизнесмен, делающий карьеру в Госдепе, впервые встретился с идеалистом Лафлином. И о том, как мимолетная, по его мнению, интрижка превратилась в историю любви длиной в несколько десятилетий.
Вступительные эпизоды резко задают «Попутчикам» эпическую рамку. Действие займет тридцать с лишним лет, героям предстоит пройти через «охоту на ведьм», Вьетнамскую войну, эпоху диско и кризис, связанный с распространением СПИДа в 1980-х. На ум сразу приходят другие масштабные мелодрамы, от «Унесенных ветром» до «Поющих в терновнике». Другой очевидный референс, разумеется, ретромелодрама о первой любви «Назови меня своим именем» Луки Гуаданьино. Однако «Попутчики» практически сразу как соответствуют всем ожиданиям, так и ловко их обманывают.
Действие развивается во всех направлениях одновременно. Сюжет умело разворачивается в нескольких временных пластах, не позволяя зрителю заскучать. При этом уйти в чрезмерный историзм мешает любовная линия, а рухнуть в мелодраму — колючие характеры главных героев. Лафлин — страдающий от греховной страсти истовый католик и антикоммунист, которого жизнь раз за разом заставляет проверять опытом принципы, казавшиеся ему самому железными. Фуллер — герой войны, плейбой и прожженный циник, гордый тем, что научился вести двойную жизнь без всякого ущерба для себя. Их столкновение не просто страстный роман, но и непрерывный поединок, требующий от обеих сторон умения идти на компромиссы. Причем каждая из уступок, каждое проявление человечности или малодушия в Америке середины прошлого века для них крайне рискованны. Великие исторические события взвинчивают более или менее обыкновенный мелодраматический сюжет до высоковольтного триллера, в котором эротические сцены не самоцель, а необходимая разрядка, черты к психологическому портрету каждого персонажа.
Психологическая достоверность во многом заслуга точно подобранных актеров. Американец Бомер и британец Бэйли не только отличные актеры, но и открытые геи. Эти два обстоятельства позволяют им играть свободно и легко, интуитивно фокусироваться на болевых точках повествования. Кроме того, «Попутчики» еще и путешествие в Америку, которую редко показывали в мейнстримовом кино. Это не только мир политических интриг, но и подпольные гей-клубы для привилегированных посетителей, домашние посиделки с танцами и переодеваниями и многое другое. Во время просмотра становится интересно, как мог бы выглядеть аналогичный российский сериал про те же годы — такой подход к ретро наверняка оживил бы зрительский интерес к советскому прошлому.
За детальность и подробность исторического контекста несут ответственность автор исходного романа Томас Мэллон и шоураннер Рон Нисуонер. Последний в 1990-х прославился оскароносной «Филадельфией», а позднее написал «Разрисованную вуаль» и был продюсером «Родины» и «Рэя Донована». «Филадельфия», где умирающего от СПИДа гея сыграл Том Хэнкс, в свое время вывела ЛГБТ-тематику из гетто в мейнстрим. «Попутчики» во многом развитие этой линии, однако сделанное на суперсовременном уровне. В некотором смысле это американская реплика к диалогу, начатому британским сериалом «Это грех», но «Попутчики», повторимся, куда масштабнее.
Фото: Showtime