Геннадий Устиян

После этих «Смерчей» в голове гуляет ветер

3 мин. на чтение

Почти три десятилетия назад «Смерч» Яна Де Бонта вошел в тройку самых кассовых фильмов года в Америке и был объявлен вечно недовольными критиками олицетворением оглупляющего зрителей эффектного, но пустого зрелища. Критики оказались и правы, и нет: с тех пор голливудские фильмы только и делали, что соревновались в уровне глупости, причем настолько, что сейчас «Смерч» смотрится вполне нестыдно, особенно если сравнить его со свежим ремейком «Смерчи», или «Смерч 2» (это неправильное название, потому что перед нами не сиквел, а именно ремейк с совершенно новыми героями и актерами). «Смерчи» вышли в прокат США 19 июля, в России их можно посмотреть только онлайн у пиратов.

Плюсы:

— «Смерчи» начинаются, как большинство летних блокбастеров — событиями из прошлого, призванными объяснить нынешние поступки и мотивации героев, в данном случае, почему главная героиня, метеоролог из Оклахомы Кейт Купер (англичанка Дэйзи Эдгар-Джонс), ходит как в воду опущенная. Пять лет назад торнадо, оказавшийся гораздо сильнее, чем рассчитала Кейт, унес в небо трех коллег, в том числе ее парня. После той трагедии, причиной которой Кейт считает свои неправильные расчеты, девушка меняет место работы, но не сферу деятельности, и устраивается погодным аналитиком в Нью-Йорке. Там ее находит второй выживший в тот злополучный день коллега Хави (Энтони Рамос) и уговаривает снова «пойти на грозу», потому что появились новые, разработанные военными радары, которые помогут подробно изучить торнадо. Цель благородная: понять, как они устроены, чтобы минимизировать приносимый ими ущерб. Помешанная на своей работе Кейт не может устоять, и вот она и Хави уже колесят по дорогам Оклахомы в лето, которое, как провозглашают за кадром, является рекордным по количеству торнадо за десятилетия (это если у вас вдруг возникнет вопрос, почему в фильме торнадо образуются каждый раз, когда это нужно по сюжету, а не по здравому смыслу);

— в «Смерчах» нет как такового обязательного для таких фильмов злодея, мешающего героям работать. Эту функцию здесь поначалу выполняет наглый самовлюбленный влогер Тайлер Оуэнс (Глен Пауэлл), который любит пускать фейерверки прямо в центре торнадо, закрепив машину в земле чем-то вроде сухопутного якоря-зонда, чтобы потом выложить видео на ютуб. Где-то в середине фильма торнадо-ковбой оказывается душкой и приносит вечно грустной Кейт пиццу, потому что она так расстроена, что забывает поесть. Дело идет к роману, и как тут не вспомнить первый «Смерч» 1996 года, в котором бывшие Хелен Хант и Билл Пэкстон воссоединялись на фоне бущующего урагана. Явление природы там преподносилось как стимул укрепления чувств, и в этом смысле «Смерч» напоминал старые голливудские романтические комедии, где совместная работа или природная стихия снова объединяла влюбленных. В «Смерчах» происходит примерно то же самое, только герои, наоборот, лучше узнают друг друга в общей борьбе: Тайлер кажется все меньшим мудаком, Кейт — все меньшей занудой;

— трогательные отсылки к «Волшебнику страны Оз». Старая машина, помогающая метеорологическим исследованиям Кейт, называется «Дороти» и «играла» еще в «Смерче» 1996 года. Хави продолжает эту традицию и называет свои новые радары «Страшилой» и «Дровосеком».

Минусы:

— «Смерчи» только доказывают, что когда-то доминировавшая в Голливуде политика специализации по обязанностям ушла в прошлое безвозвратно, и это очень жаль. Если «Смерч» 1996 года снял мастер блокбастеров Ян Де Бонт, бывший оператор, за плечами которого уже была сразу ставшая эталонной «Скорость», то сейчас снимать многомиллионные экшны доверяют режиссерам, доказавшим свою пригодность совсем в других жанрах и в работе с совсем другими масштабами. «Смерчи» снял Ли Айзек Чун, чья тихая драма «Минари» о переехавшей в 1980-х в США корейской семье номинировалась на шесть «Оскаров» — не самая очевидная кандидатура для съемок дорогой катастрофы со спецэффектами, и это видно. Дело даже не в том, что экшн, в данном случае разрушительная сила торнадо, показан плохо. Нет, просто Чун как будто не понимает, в чем суть феномена увлечения зрителей такими явлениями. Де Бонт понимал, что его герои, как бы ни боялись торнадо и как бы ни хотели сделать свою работу и изучить принцип его формирования и затихания, не могли, как и зрители, оторвать глаз от этой страшной стихии, которая на наших глазах превращает такую живительную и мирную вещь, как воздух, в уничтожающего все живое на своем пути монстра. Мы видели эту метаморфозу глазами героев, напуганных до смерти, но одновременно завороженных несущей смерть красотой. Для Чуна же торнадо в фильме лишь орудие действия, которое должно появляться и угрожать героям. Это злодей, который вызывает лишь досаду;

— для своего времени «Смерч», снятый в 1990-х, когда только появились компьютерные спецэффекты («Парк Юрского периода» был снят тремя годами раньше), был революционным и вошел в историю как минимум сценой с пролетающей над дорогой мычащей коровой. В новых «Смерчах» нет ничего нового, ничего, чем можно поразить зрителей, пресыщенных просмотром торнадо на ютубе. «Смерчи» даже запоздали сделать звездой и секс-символом Глена Пауэлла — их опередили вышедшие раньше в этом году «Кто угодно, кроме тебя» и «Я не киллер». И да, Пауэлл хорош, но ему стоит почаще играть бесшабашных подонков. Ему это идет больше, чем стоять под дверью с пиццей.

Фото: Warner Bros. Pictures

Подписаться: