Для массового зрителя Марк Руффало в первую очередь — зеленый Халк из фильмов про «Мстителей». Но киноманы знают о социальной ответственности актера, который в первую очередь соглашается играть в фильмах на острые темы, например в «Обыкновенном сердце» о геях в разгар распространения СПИДа в 1980-х или в получившем «Оскар» «В центре внимания» о педофилии в рядах католических священников.
В «Темных водах» (в кинотеатрах с 6 февраля) Тодда Хейнса, который обычно снимает красивые и умные реконструкции целых старых кинематографических жанров («Вдали от рая», «Кэрол»), Руффало играет успешного адвоката Роберта Билотта, только что ставшего партнером в своей юридической фирме «Тафт». Внезапно в офисе появляется фермер с его родины, из города Паркерсберг, штат Западная Вирджиния, с несколькими коробками пленки, на которых записаны последствия жизни рядом со свалкой опасных отходов химического концерна DuPont. Сначала нехотя, но потом все активнее Билотт начинает вникать в дело и узнает, что в компании со слоганом «Химия улучшает жизнь» уже несколько десятилетий скрывают результаты экспериментов с веществом C8, которое содержится в том числе в тефлоне. Доходит до того, что работницы на тефлоновом производстве рожали детей с одной ноздрей и другими дефектами.
Чем дольше Билотт копался в документах, тем больше находил нарушений, которые достигли таких масштабов, что чуть ли не все население Паркерсберга заболело разными формами рака после того, как C8 попало в водопроводную воду. В итоге процесс против DuPont растянулся на десятилетия и длится до сих пор — Билотт продолжает вытягивать из упирающейся компании миллионные компенсации. То есть Марк Руффало делает здесь примерно то же, за что Джулия Робертс в «Эрин Брокович» получила «Оскар», только у него нет такого декольте, конечно. Наоборот, он два часа ходит с озабоченным лицом и переживает транзиторную ишемическую атаку от переутомления и нервов.
Хейнс, окруживший Руффало первоклассными актерами (Энн Хэтэуэй в роли жены, Тим Роббинс, Билл Пуллман, Виктор Гарбер), не просто следит за многолетней борьбой одного неравнодушного человека с корпорацией. Он показывает, что, совсем как в старых фильмах, где герой, не рассчитывая на помощь полиции, начинает защищать себя сам, даже в наше время (и особенно в наше время) ни власти, ни наука, ни общество не могут помешать людям просто умирать из-за нарушения законов, в том числе человеческих. Этот вывод Марк Руффало проговаривает с такой ошарашивающей убедительностью и обреченностью, что почти документальные «Темные воды» (фильм снят по статье The New York Times «Адвокат, который стал худшим кошмаром DuPont») никак нельзя считать очередным триллером о схватке маленького человека с системой. Перед нами эволюция циничного адвоката от обывателя до героя, положившего жизнь на спасение людей, до которых никому, кроме него, нет дела.
Фото: Парадиз