Ридли Скотт четыре десятилетия снимал экшн и драмы, в том числе получившую «Оскар» историческую экшн-драму «Гладиатор», и в «Последней дуэли» (в кинотеатрах с 18 ноября) есть и первый, и вторая, плюс социальный комментарий, делающий фильм созвучным современной феминистской повестке.
Скотт также, адаптируя нон-фикшн-книгу «Последняя дуэль: правдивая история судебного разбирательства поединком в средневековой Франции» Эрика Джагера, повторяет прием «Расемона» Акиры Куросавы со схожим сюжетом. Картина поделена на три части, события показаны с точки зрения трех героев — нормандского дворянина и рыцаря Жана де Карружа (Мэтт Дэймон), его боевого товарища Жака Ле Гри (Адам Драйвер) и жены Маргариты (Джоди Комер). Скотт не скрывает, чья версия событий ему ближе остальных: после титра «Истина глазами леди Маргариты» идет следующий — просто «Истина».
Действие происходит во Франции XIV века, страной всего несколько лет правит Карл VI Безумный, то затухает, то снова разгорается Столетняя война, не считая других конфликтов. Дела Франции идут скорее плохо — Лимож потерян, не взят Брест, Жан де Карруж участвует в одном сражении за другим. Оставлять красавицу-жену Маргариту одну дома надолго Карружа заставляет не только долг, но и бедность — за службу в армии платят достаточно, чтобы содержать семью на нестыдном уровне. У его друга Жака Ле Гри другие таланты. Он умеет читать по-латыни и считать и достаточно услужлив, чтобы войти в доверие к нормандскому суверену Пьеру Алансонскому (исполняющему эту роль Бену Аффлеку единственному из звезд позволено здесь шутить), став не только его бухгалтером, но и собутыльником. Несмотря на преданную службу Карружа, Алансон не любит своего вассала (и то, что обоих играют друзья еще с юности Аффлек и Дэймон, только добавляет фильму киноманского, внеэкранного юмора) — слишком уж у того прямолинейные солдафонские манеры, слишком мало в нем игры ума и изящества. Между старыми друзьями — солдатом Карружем и придворным карьеристом Ле Гри — неминуемо возникает конфликт, на фоне которого случится судьбоносное неприятное событие. Воспользовавшись отсутствием Карружа, Ле Гри обманом проникнет в его дом и изнасилует его жену, а потом будет это отрицать (мол, сама хотела). Униженная Маргарита обвиняет Ле Гри и готова идти до конца, но на дворе Средние века, совсем не приспособленные для торжества справедливости женщины, которая к тому же как-то сказала подругам, что находит Ле Гри привлекательным. Карл VI назначает суд (больше божий, чем земной), и если будет доказано, что Маргарита солгала, ее ждет костер. То есть, став жертвой насилия, женщина будет наказана дважды, во второй раз — уже лишившись и жизни. Очень по-средневековьему.
Ридли Скотт в очередной раз показывает, почему он такой хороший режиссер. Имея историю на полчаса, он снял фильм на два часа с половиной почти без экшна (если не считать финальную ту самую дуэль), к тому же многие сцены повторяя даже не дважды, а трижды. И при этом от экрана невозможно оторваться. Вот что значит хороший материал, хорошие актеры и хороший режиссер. Повторяемые сцены показаны с разных точек зрения, но разница между ними часто почти неуловима. Это снято мастерски, хотя сделано подчеркнуто скупыми выразительными средствами, но в этом и смысл, когда снимаешь фильм о Средневековье. Один из самых сильных диалогов происходит между Маргаритой и свекровью (Харриет Уолтер) — когда невестка с феминистским запалом говорит о защите чести, старуха отвечает: «Правда не имеет значения. Важнее — выжить», и это тот поколенческий водораздел, который никогда не примирит борцов за прогресс с консерваторами, уверенными, что мировой порядок никогда не изменится. Это пример, как женщина пошла против системы, нацеленной на то, чтобы женщин как раз подавлять, и выяснилось, что остальным женщинам эта жертва не так уж и нужна, во всяком случае пока. Мужчины бились в Средние века на войне и на ристалище, но у Ридли Скотта героиней выглядит женщина, хотя бы потому что ее ждала более медленная и мучительная смерть, чем мужчин в бою, и она все равно не отступилась.
Фото: Дисней Студиос