Геннадий Устиян

«Присяжный №2»: Клинт Иствуд в 94 года показывает класс

4 мин. на чтение

Голливуд настолько приучил нас за последние десятилетия делать примитивные выводы (в мейнстримном кино персонажи четко делятся на героев и злодеев, максимум «герой» может оказаться «злодеем», наоборот — очень редко), что когда хороший режиссер снимает фильм о зыбкости правосудия и справедливости, хочется ему сказать большое спасибо за то, что он не держит тебя совсем уж за идиота.

И не просто хороший режиссер, а сам Клинт Иствуд, который, давно будучи кинозвездой, поставил свой первый фильм, когда, например, Квентин Тарантино еще учился в начальных классах. Судебная драма «Присяжный №2» (в кинотеатрах США с 1 ноября, у нас фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) кажется фильмом из другой эпохи, максимум из 1990-х, и именно поэтому смотрится удивительно современно — как встреченный после долгого перерыва старый товарищ, с которым давно не виделся и не осознавал, насколько его тебе не хватало.

Плюсы:

— сюжет «Присяжного №2» абсолютно неправдоподобен, что совершенно не мешает получать от него удовольствие. Лайфстайл-журналист Джастин Кемп (Николас Холт) оказывается присяжным по делу об убийстве: около года назад дождливой осенней ночью обвиняемый Джеймс Сайт (Гэбриел Бассо) якобы убил и сбросил с моста в ручей свою подругу Кендалл (дочь Клинта Иствуда Франческа практически играет мертвое тело. Нет ли здесь фрейдистского подтекста?). Свидетелей нет, но пару видели ссорящейся в баре накануне и на теле жертвы найдено только ДНК Джеймса (а как ей не быть найденной, если они пара?). Погружаясь в детали дела, Кемп с ужасом соображает, что именно он сбил год назад Кендалл на обочине и спокойно поехал домой, думая, что столкнулся с перебегавшим дорогу оленем. Получается, что судьба ошибочно обвиненного зависит от невольного убийцы;

— Николас Холт говорит в интервью, что когда получил предложение сниматься, поначалу решил, что произошла ошибка — режиссеры редко видят его главным героем, почти никогда. О Холте обычно вспоминают, когда нужно сыграть хорошего парня второго плана, в недавнем сериале «Великая» он вообще играл недалекого Петра III. Но Иствуд оказался прав: именно потому что никто не видит в Холте угрозы, именно потому что он абсолютно «никакой», фильм и получается убедительным, а мы можем наконец оценить, насколько он хороший актер — вынужденный каждый день находиться на виду и носить маску, не выдать себя, Джастин выражает страх, отчаяние и надежду одними глазами;

— Джастин не тот человек, который хочет уйти от ответственности любой ценой. То есть, конечно, хочет: дома его ждет жена Элли (Зои Дейч), которая вот-вот родит долгожданного первенца — год назад у нее был выкидыш, и это событие чуть не сбило с пути завязавшего алкоголика Джастина. В тот самый трагический для Кендалл вечер расстроенный Джастин заехал в бар и заказал после трех лет трезвости выпивку — страстям вокруг его невозможности справиться с зависимостью здесь придается не меньше значения, чем расследованию дела. Джастин — хороший парень и единственный в зале суда, кто точно знает, что Сайт невиновен. Он начинает уговаривать остальных присяжных отбросить эмоции и сосредоточиться на уликах, вернее, их отсутствии, однако их сопротивление показывает, что даже в суде люди принимают решение на основе не фактов, а эмоций. Обвиняемый не нравится присяжным лично по разным соображениям — пьяница, бил свою девушку, вообще неприятный тип. Но какое это имеет значение, если он не убивал?;

— Иствуд никуда не торопится и не спешит нагнетать напряжение, и в этом есть некий старомодный шик, когда история позволяет рассказчику отвлечься на, казалось бы, неважные детали или второстепенного персонажа, например, на бывшего детектива полиции Гарольда Жуковски (Джей Кей Симмонс), который скрыл свое прошлое от адвокатов и теперь принимается за собственное расследование прямо под носом у судьи;

— Иствуду исполнилось 94 года, «Присяжный №2» — 40-й снятый им фильм, и он по-прежнему в прекрасной форме. «Присяжный №2», конечно, не дотягивает до его же «Непрощенного» (1992), «Гран Торино» (2008) и «Малышки на миллион» (2004), но лучше «Подмены» (2008) или его предыдущих «Мужских слез» (2021);

— отличные актеры даже в небольших ролях. Кифер Сазерленд, например, согласился из уважения к любимому режиссеру появиться всего в паре сцен и дать совет Джастину не признаваться: «Сбил по неосторожности со смертельным исходом? От 30 лет до пожизненного». И, конечно, фильм держится помимо Николаса Холта на Тони Коллетт, играющей прокурора с политическими амбициями Фэйт Киллибрю, способную признать свою ошибку после получения новых доказательств;

— помимо того, что «Присяжный №2» показывает, как криво работает машина правосудия, он также задает вопрос: если хороший человек случайно совершил преступление, не лучше ли его простить, если никто от его наказания не выиграет?;

— смешной факт: 22 года назад Тони Коллетт играла мать Николаса Холта в комедии «Мой мальчик»;

— еще один: бар «Убежище Роуди», где пересекаются судьбы участников этой драмы, получил свое название по имени Роуди Йетса, персонажа из вестерн-сериала «Сыромятная плеть» 1960-х — его сыграл молодой Клинт Иствуд.

Минусы:

— старомодность Иствуда не только идет ему на пользу (такие добротные фильмы давно разучились снимать), но и вредит. Иствуд видит американское общество как, конечно, не без недостатков, но все же нацеленную на прогресс и справедливость силу. Такая позиция совсем не соответствует нынешней политической ситуации в США, которая больше напоминает хаос, чем прогрессивную силу;

— в фильме много по-расемоновски, то есть с разных точек зрения, снятых флешбэков. Иногда слишком много — показывающих то, о чем зрители уже давно догадались;

— снимая фильм о зыбкости правосудия и наказания, Иствуд все равно остается в рамках штампов жанра — как будто искусственно приклеенный «двусмысленный» открытый финал кажется скорее жирной точкой, чем многоточием. Многоточие такой истории бы не помешало.

Фото: Warner Brothers

Подписаться:
'); $(this).attr('style', 'display: none !important'); } }); console.log('banners:' + banners); console.log('hbanners:' + hbanners); }); -->