Призраки прошлого, дети под ЛСД и сектанты: из «Очищения» получился настоящий детектив
По пути домой из школы девятилетняя Сара (Лили ЛаТорре) встречает блондинку чуть старше себя по имени Ами (Джулия Сэвидж), ковыряющую ножом дерево. Разговор резко прерывается с появлением фургона, в который неизвестные затаскивают Сару и увозят в неизвестном направлении. Так девочка оказывается в общине крашенных в блонд детишек под предводительством дамы, которую все называют Адриенн или Майтрея (Миранда Отто).
Цель Майтреи — создание людей нового типа, освобожденных от привычных общественных норм. Дети беспрестанно занимаются йогой, мало едят и время от времени принимают психоделики — так они проходят через обряд «очищения». Покрашенная и получившая новое имя Аша, Сара стремится домой и заставляет симпатизирующую ей Ами сомневаться в непогрешимости принципов общины. Спустя 20 лет Ами в одиночестве воспитывает сына Билли и носит имя Фрейя (играет ее Тереза Палмер). Община больше не существует, но сообщение в новостях о похищении очередного ребенка наводит ее на подозрение, что культ одряхлевшей, но избежавшей тюрьмы Майтреи вот-вот возродится.
Сериал «Очищение» поставлен по бестселлеру Джошуа Помаре, который в свою очередь основан на истории австралийской секты «Семья». В 1960-х «Семью» создала инструктор по йоге Энн Гамильтон-Берн, объявившая себя инкарнацией Иисуса Христа. Внутренние принципы общины более или менее укладывались в нарастающую в те годы моду на нью-эйдж — члены секты, в частности, оправдывали себя стремлением стать новыми воплощениями апостолов. В лучшие годы «Семья» владела целым госпиталем, а малолетние члены общины значились детьми здешних взрослых. Так продолжалось вплоть до 1980-х, когда секта наконец привлекла внимание полиции.
Кинематографичность подобных сюжетов совершенно очевидна, экранизация истории «Семьи» была лишь вопросом времени. Взялся за нее в итоге шоураннер Мэтт Кэмерон, самой заметной работой которого является детективный сериал «Джек Айриш». Умение выстраивать интригу и нагнетать напряжение в новом сериале ощущается с первых минут. Кэмерон искусно смешивает два временных пласта, заставляя думать, что тревога Фрейи вызвана похищением Сары. Когда к финалу стартового эпизода все проясняется, зритель испытывает легкий дискомфорт из-за хронологической путаницы.
Сила «Очищения» не только в сюжете, но и в отлично подобранных центральных героях. Помимо упомянутых женщин это еще и Гай Пирс — один из лучших австралийских актеров, умеющий играть на полутонах, не хлопотать лицом, сохраняя при этом ощущение угрозы. Он играет помощника Майтреи, доктора Брайса Лэтэма, и его роль в происходящем после четырех показанных эпизодов остается не вполне ясной.
«Очищение» — редкий по нынешним временам пример настоящего детектива без кавычек — того, который совсем не спешит раскрывать перед зрителем все карты. Сериал не только запутывает прыжками во времени (а ведь есть еще и мучающие Фрейю кошмары), но и постепенно проявляет характеры и мотивации каждого персонажа. Это не конвейерная вещь, а штучная работа, которая к тому же еще блестяще визуально исполнена — от австралийских пейзажей дух захватывает никак не меньше, чем от козней сектантов.
Фото: Disney+