, 3 мин. на чтение

«Призраки в Венеции»: Эркюль Пуаро теперь работающий пенсионер

Фото: 20th Century Studios

В Голливуде давняя традиция: в любой непонятной ситуации внимательно читай Агату Кристи. В 1970-х пышные экранизации ее детективов с десятками звезд оттягивали мутацию киноиндустрии, которая по инерции продолжала выпускать старомодные мюзиклы, пока новое поколение во главе со Спилбергом и Лукасом готовилось свергнуть старый порядок и сделать кино развлечением для детей.

Нынешний кризис в коммерческом кино с его сиквелами, приквелами и бесконечными пережевываниями одних и тех же кинокомиксовых сюжетов привел режиссера, актера и, если так можно сказать, куратора проекта Кеннета Брану к созданию собственной «киновселенной для взрослых», то есть снова здравствуйте, Агата.

Плюсы:

— это третья экранизация произведений Агаты Кристи авторства Кеннета Браны и самая оригинальная. Предыдущие — «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) и «Смерть на Ниле» (2022) — проигрывали в сравнении с одноименными фильмами 1974-го и 1978-го, как и все вторичное, что не имеет собственного свежего взгляда на знакомую историю. «Призраки в Венеции» сняты по роману позднего периода Кристи «Вечеринка в Хэллоуин», опубликованному в 1969-м. Никакого кинопредшественника у них нет, и Брана сильно изменил первоисточник, в первую очередь перенес действие из Англии в Венецию для пущей эффектности;

— что приводит нас собственно к городу из названия. «Самый красивый город в мире», медленно тонущий вместе со своими настоящими и мнимыми тайнами — идеальное место действия для сюжета о загадочном убийстве. Здесь гулял умирающий фон Ашенбах в «Смерти в Венеции», супруги Бакстер искали призрак утонувшей дочери в «А теперь не смотри», здесь же в «Казино Рояль» утонула Веспер Линд, любовь всей жизни и предательница Джеймса Бонда. Брана, конечно, не может не снять пару эффектнейших панорам города в начале фильма и в конце, но, к сожалению, Венеции в итоге здесь мало, потому что, как обычно у Кристи, убийства происходят «в одном здании»;

— название популярного сериала про ведущих криминального подкаста на Манхэттене вспомнилось не случайно — второй главный персонаж после Пуаро здесь известная писательница детективов Ариадна Оливер, и играет ее комедийная актриса Тина Фей, у которой в «Убийствах в одном здании» была похожая роль. Она из тех дамочек, которые произносят фразы вроде «Я самый умный человек из всех, кого я знаю» совершенно без иронии. Именно мисс Оливер дает толчок сюжету «Призраков в Венеции» — уговаривает отошедшего от дел старого друга Пуаро пойти на спиритический сеанс миссис Джойс Рейнольдс (Мишель Йео, обладательница «Оскара» этого года за лучшую женскую роль). Вечеринка проходит в доме оперной певицы Ровены Дрейк (Келли Райлли), оплакивающей умершую в этом же доме дочь Алисию — то ли она покончила с собой, то ли ее убили, то ли вообще утащили духи невинно умерших больных детей, которых заперли жестокие врачи и медсестры. Миссис Рейнольдс должна вызвать дух Алисии, а Пуаро, соответственно, ее разоблачить. Но гости начинают умирать, а Пуаро является девочка уже из его прошлого — в версии Браны знаменитый детектив вообще любит копаться в себе и подвергать сомнению разумность смысла мира и цивилизации;

— в отличие от предыдущих фильмов Браны, бывших поверхностными копиями картин лучшего качества, «Призраки в Венеции» смотрятся куда более оригинальными. Здесь нет такого количества звезд первой величины, чтобы отвлекать от сюжета, и временами кино уходит в чистый мистический хоррор — Брана словно пытается соответствовать месту действия со своеобразной историей;

— отличный 13-летний актер Джуд Хилл в роли сына доктора Леопольда — он же играл главного героя полуавтобиографического фильма Браны «Белфаст»;

— хорошие агата-кристиевские реплики вроде «У прислуги всегда есть мотив».

Минусы:

— каждый раз, когда на экране появляется Тина Фей, сразу перестаешь относиться к происходящему серьезно, а фильм этого требует;

— Агата Кристи написала об Эркюле Пуаро 33 романа, 51 рассказ и две пьесы. Есть надежда, что Брана в какой-то момент остановится;

— есть ощущение, что вся трилогия по Агате Кристи снята Браной на автопилоте. Сюжетные повороты пересказываются как-то между прочим, а финал настолько уже за последние годы скопирован другими фильмами и сериалами (например, «Острыми предметами»), что не вызывает ожидаемого эффекта;

— даже после трех фильмов с Кеннетом Браной в роли Пуаро невозможно привыкнуть к его огромным, на пол-лица, усам. И даже бог с ними, с усами. В лучшем случае Пуаро Браны может попасть на третье место после Дэвида Суше и Питера Устинова, так что если вы хотите посмотреть настоящую, по-голливудски пышную экранизацию Агаты Кристи со звездами, лучше пересмотреть, например, «Зеркало треснуло» 1980 года — Брана пока до него не добрался.

Фото: 20th Century Studios