Геннадий Устиян

«Продавцы боли» соревнуются в цинизме со своими героями — торговцами опиоидами

3 мин. на чтение

Махинации крупных фармакологических компаний, подсадивших Америку на вызывающие привыкание обезболивающие — одна из главных обвинительных тем в кино и сериалах последних лет. В «Трафике» 2021 года Гари Олдмен должен был сделать выбор между врачебной этикой и прибылью спонсоров в исследовании нового лекарства, а в «Ломке» и «Обезболивающем» Майкл Стулбарг и Мэттью Бродерик оба сыграли подсадившего нацию на оксиконтин хозяина компании Purdue Pharma Ричарда Саклера как фигуру чуть симпатичнее Гитлера. Важная роль в этих проектах была отведена простым людям, пострадавшим от алчности Саклера больше всего, например каждая серия «Обезболивающего» начиналась со сцены, где родственники жертв фармы рассказывали об умершем, и это решение авторов сериала смотрелось совершенно уместно. Тем удивительнее, что новый фильм Netflix «Продавцы боли» показывает настоящее преступление как историю успеха любой ценой и ничего больше.

Плюсы:

— лучшее в этом фильме, конечно, первоклассный кастинг. Эмили Блант играет оставшуюся без денег мать-одиночку Лайзу Дрейк, чья дочь Фиби страдает эпилепсией. Лайза без всякого энтузиазма работает на шесте в стриптиз-клубе, где знакомится с менеджером нищего фармакологического стартапа Питом Бреннером (Крис Эванс). Пит дает Лайзе свой номер с обещанием стабильной работы, потом, уже на собеседовании, полностью переделывает ее резюме, вписывая туда медицинское образование, и вот Лайза уже ходит по кабинетам врачей, всеми правдами и неправдами пытаясь уговорить их выписывать обезболивающее «Лонафен», изобретенное основателем фармакомпании Zanna Therapeutics Джеком Нилом (Энди Гарсия). Чудом добившись цели буквально за минуту до истечения своего испытательного срока, Лайза понимает, что наконец нашла свое призвание, переезжает с дочкой из гаража сестры в большой дом с видом на море и даже устраивает на работу в Zanna Therapeutics мать-хиппушку (роскошная комедийная актриса Кэтрин О’Хара, которой, к сожалению, почти ничего не дают здесь делать интересного, кроме как реагировать на реплики экранной дочери). Фильм целиком держится на Эмили Блант, и когда смотришь, какие разные психологические состояния ей здесь приходится играть — от отчаявшейся матери, которая мечется в попытках помочь больной дочери, до не верящей своей удаче лузерши, наконец набредшей на золотую жилу, — неизбежно ловишь себя на мысли, что у актрисы из «Дьявол носит Prada», «Убийцы», «Тихого места», «Грани будущего» и «Мэри Поппинс возвращается» нет даже одной номинации на «Оскар», и это величайшая несправедливость в современном кино.

У Криса Эванса другая важная задача — уже не первый раз после ухода с поста марвеловского Капитана Америки он пытается стряхнуть с себя образ идеального героя. У его «продавца боли» почти нет положительных качеств, он настоящее олицетворение капиталистической жажды денег любой ценой, и все же природное обаяние в карман не спрячешь, и Эванс вызывает симпатию хотя бы тем, что его цель понятна и объяснима, хотя и малосимпатична. С единственным плюсом, пожалуй, все.

Минусы:

— «Продавцы боли» сняты по одноименной книге Эвана Хьюза. Пять лет назад журналист The New York Times раскрыл махинации компании Isys Therapeutics, выпускавшей опиоид «Фентанил», который по скорости привыкания сравним с героином. Хьюз значится соавтором сценария экранизации своей книги, но в фильме название компании и лекарства изменены, что, конечно, сильно уменьшает силу его эффекта. Это скорее картина «по мотивам», чем добротная экранизация, основанная на реальных событиях. Но это еще полбеды. Дрейк, Бреннер и Нил показаны не преступниками, подсадившими тысячи людей на опасный наркотик ради личного обогащения, а наивными менеджерами-неудачниками, которые не смогли отказаться от удачи, которая шла им в руки. Фильм практически рассказывает типичную американскую историю успеха, где смерти пациентов, которым прописывали «Лонафен», происходят мимоходом и за кадром. Это не может не вызывать, если сказать мягко, двойственных чувств не только к героям Блант и Эванса, но и к авторам самого фильма;

— снял «Продавцов боли» (премьера на Netflix состоялась 27 октября, в России фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) Дэвид Йетс, режиссер последних четырех «Гарри Поттеров» и трех «Фантастических тварей и где они обитают». Видимо, для него любой сюжет — сказочный, даже если случился в реальности.

Фото: Netflix

Подписаться: