Американская культура по многим причинам остро нуждается в эпосе, и мало кто сделал в области удовлетворения этого запроса больше, чем Стивен Кинг.
Прежде всего его принято почитать «королем ужаса», однако магия кинговской прозы, конечно, заключается в отражении того, что называется жизненным укладом — дайнеры, пыльные трассы, нью-йоркская суета… В этих тихих омутах как раз и вырастают черти, лангольеры и прочие томиноккеры. Роман «Противостояние», первая редакция которого вышла в конце 1970-х, в этом смысле безусловный краеугольный камень безразмерной кинговской библиографии. С момента публикации окончательной расширенной версии «Противостояние» остается его самым объемным романом — если это не эпос, то что?
Замысел соответствует объему. Роман и поставленный по нему девятисерийный сериал CBS рассказывают про то, как переворачивается привычная нам страница истории человечества — из секретной лаборатории вырывается смертельный вирус. Однако биологический апокалипсис — это только начало. Пережившие эпидемию американцы объединяются вокруг двух лидеров: просветленной старухи Абагейл (Вупи Голдберг) и демонического «человека в черном» Рэндалла Флэгга (Александр Скарсгард). На стороне сил света — музыкант-неудачник Ларри Андервуд (Джован Адепо), техасец с иммунитетом Стю Рэдман (Джеймс Марсден), нервный подросток с писательскими амбициями Гарольд Лаудер (Оуэн Тиг) и еще несколько менее важных персонажей. Флэгг тоже вербует себе армию — сводя с ума персонажей вроде зэка-каннибала Ллойда Хенрида (Нэт Вулфф) и переманивая морально неустойчивых солдат противника. Читателям книги финал известен, однако Кинг скрупулезно курировал сериал и специально для постановки написал другую концовку.
Это, увы, единственная интрига «Противостояния», что удивительно, учитывая беспроигрышность материала. Последний громкий сериал конца 2020-го про эпидемию — это как минимум прозорливо и по-своему красиво. Однако проект так долго шел к воплощению, что, кажется, выдохся еще до начала съемок. В разное время переговоры о постановке тогда еще полнометражного фильма велись с Полом Гринграссом и Беном Аффлеком (в качестве режиссера и, подозреваем, исполнителя роли Андервуда, в оригинале списанного с Брюса Спрингстина). Рэндалла Флэгга — этого «друга дьявола», как его называли в книжке — должен был сыграть Мэттью Макконахи, который в итоге ограничился аналогичной ролью в чудовищной «Темной башне». Проект разрастался, росло количество серий, менялись режиссеры, и в итоге в это кресло сел Джош Бун — постановщик провальных «Новых мутантов».
«Противостояние» могло стать диким экспрессионистским трехчасовым фильмом или эпосом в духе «Властелина колец» — Кинг при написании имел в виду трилогию Толкиена. В итоге сериал выглядит гонщиком, который увлеченно топит педаль газа в пол с пустым бензобаком. Как и всякий великий роман, «Противостояние» — это не столько экшн, сколько фреска, многофигурное полотно, которое постепенно и детально открывается взгляду. На экране же повествование мечется между десятком героев, не успевая сосредоточиться на интересных (вроде Гарольда) и не прописывая толком главных (в этой роли здесь, очевидно, Стю, хотя в книге трагедия Ларри звучала помощнее).
Самая большая победа «Противостояния» — это Вупи Голдберг. С седыми дредами она выглядит потрясающе, но показывают ее (особенно в первых сериях) до обидного редко. Скарсгард — замечательный актер, но демон-невротик Флэгг, к сожалению, совсем не его роль (а вот Макконахи мог бы, пожалуй, спасти все предприятие). Так что поклонникам книги рекомендуем ограничиться финальной серией — просто из любви к мастерству Кинга. Всем остальным будет откровенно скучно: на фоне известий о новом штамме коронавируса «Противостояние» выглядит особенно неубедительно.
Легально сериал можно посмотреть в «Амедиатеке».
Фото: CBS All Access