, 2 мин. на чтение

Психодетектив «Анатомия падения» интересуется не тем, кто убил, а почему умер

Фильм француженки Жюстин Трие не зря получил «Золотую пальмовую ветвь» на последнем Каннском кинофестивале — начавшись как классический детектив с крайне ограниченным кругом подозреваемых (в количестве одной главной героини), «Анатомия падения» (в кинотеатрах с 19 октября) не столько хочет указать на убийцу, сколько изучает причины краха одного брака.

Плюсы:

— мы знакомимся с главой семьи, когда он уже умер. Тело отца, Самюэля Малески (Самюэль Те), упавшего с третьего этажа собственного шале в Альпах недалеко от Гренобля, нашел единственный 11-летний сын Даниэль (Майло Машадо Гранер), возвращаясь с прогулки с собакой Снупом (его играет бордер-колли Месси, получивший отдельную награду Канн «Собачья пальма», тоже абсолютно заслуженно). В доме была только мать Даниэля, популярная писательница Сандра Войтер (немецкая актриса Сандра Хюллер; невозможно не отметить, что героев зовут так же, как актеров, а также тот факт, что Трие написала сценарий о крахе супружеских отношений вместе со своим партнером Артуром Харари). Других свидетелей, а значит, алиби, нет, так что следователь, обнаружив синяк на руке Сандры и обсудив возможную версию самоубийства, передает дело в суд. И тут «Анатомия падения» перестает быть детективом и начинает расследовать другое падение — распад брака, возможным триггером которого стала давняя трагедия — несколько лет назад маленький Даниэль попал в аварию и так повредил зрительный нерв, что практически не видит, так что собака-поводырь ему нужна не просто для компании;

— главная удача Трие заключается в том, что она и Харари прописали сложного персонажа, на котором держится весь фильм. Сандра присутствует практически в каждой сцене, при этом она не тот человек, который вызывает мгновенную симпатию. Она флиртует (или нет?) со студенткой, заехавшей для интервью, прямо в доме, где находятся ее сын и муж, который не раз ловит ее на лжи по другим поводам. Cандра явно манипулирует (или нет?) адвокатом Венсаном (Сванн Арло), которого наняла, зная (или нет?), что он когда-то был в нее влюблен. Наблюдая за всем этим, естественно, ждешь, что эта умная, успешная женщина окажется убийцей, возможно, невольной, но все же (в конце концов, образ Кэтрин Трамелл из «Основного инстинкта», другой писательницы с трупом у дома, невольно возникает в контексте «Анатомии падения»). Но история, углубляющаяся то в прошлое травм и конфликтов Сандры и Самюэля, то в драму потерявшего отца и рискующего потерять и мать Даниэля, уводит собственно детектив на второй план, и фильму это идет только на пользу — так он становится сложнее;

— многие критики сравнивают «Анатомию падения» с давней экранизацией Билли Уайлдером пьесы Агаты Кристи «Свидетель обвинения» (1957), но там сюжет держался на внезапном осознании главной героини, что муж ее не любит, поэтому она меняет показания. В «Анатомии падения» такого «дешевого» сюжетного разворота на 180 градусов нет — скорее история тут движется к логическому катарсису постепенно, и самый накал подозрений и развязка наступают почти одновременно;

— забавно, что собаку Даниэля зовут Снуп — бесконечно играющая в начале фильма на репите песня «Сутенер» 50 Сента записана им вместе со Снуп Доггом;

— фильм длится два с половиной часа, но уходишь с него с ощущением, что посмотрел что-то по-настоящему осмысленное и хорошо сделанное. Тот случай, когда нюансы и недосказанности обогащают расхожий сюжет.

Минус:

— трюк Трие с уходом от детектива в серьезную драму вызывает уважение, и все же после того, как оглашают вердикт, так и ждешь хотя бы намека на то, что все окажется ровно наоборот и убийца уйдет от возмездия. Все-таки жанровые правила детектива не отпускают и можно только восхищенно наблюдать, как свободно Трие их нарушает.

Фото: «Про:взгляд»