, 2 мин. на чтение

«Птица» красиво и грустно рассказывает о прощании с детством

Жизнь в 12 лет может казаться невыносимой, особенно если она проходит в провинции, мать давно бросила и живет с любовниками один опаснее другого, а балбес отец женится на молодой девочке (тоже с ребенком) и вспоминает о тебе, только чтобы как-то использовать и показать свою родительскую власть.

С другой стороны, свобода от близких родственников помогает развивать богатый внутренний мир. «Птица» (в кинотеатрах с 28 ноября) — следующий фильм самобытного режиссера Андреа Арнольд после отличного «Американского меда» (2016) — показывает жизнь одной девочки как беспросветный тупик, пока она не встретит Птицу.

Плюсы:

— этот фильм на всем своем протяжении словно пытается соответствовать названию — в нем очень много животных с первых же кадров. Чайки, вороны, бабочки, несчастный песик Дэйв, который, как это и бывает в кино, в финале чудом оказывается жив, и даже фамилия у одного из второстепенных героев — Лэмб (ягненок). Баг (Жук), отец главной героини, 12-летней Бейли (Никия Адамс), с гордостью носит вытатуированную стрекозу на спине и сороконожку на шее. Бага играет Барри Кеоган, и если вы знакомы с его фильмографией, видеть его в роли отца двоих детей непривычно — еще недавно он сам играл нелепых подростков. Жить с таким отцом бывает непросто (недавно он решил жениться на Кейли, девушке с кольцом в носу) — например, он купил лягушку, которая вырабатывает галлюциногенную слизь, и теперь постоянно устраивает мальчишники, громко включая «искреннюю» музыку вроде Coldplay — говорят, именно от нее у лягушки слизь выделяется обильнее. Неудивительно, что Бейли, спящая в своей комнате в туристическом спальном мешке как личинка в коконе, старается проводить как можно меньше времени дома;

— как-то на прогулке, во время которой Бейли отдыхает от отца и его закидонов, девочка встречает подозрительного иностранца в юбке, который представляется Птицей (немецкий актер Франц Роговский). «Красивый день», — говорит он ей, отчего кажется еще более странным, что совершенно не мешает Бейли проследить за ним и обнаружить стоящим на краю крыши многоэтажного жилого дома, словно Птица хочет взлететь. Мало-помалу Бейли подружится с Птицей, и это станет едва ли не лучшей историей, случившейся в ее провинциальном скучном и одиноком детстве;

— Андреа Арнольд не снимала целых восемь лет — по любым меркам это много для любого режиссера. Тем ценнее выстраивать ее фильмы в один ряд высказываний о жизни бедняков, в которой изредка видны чудесные просветы;

— в одной из сцен кто-то из героев говорит, что песня «Murder On the Dancefloor» Софи Эллис-Бекстор — дурацкая. Киноманская шутка в том, что танцующий голышом именно под нее Барри Кеоган разошелся на мемы после выхода фильма «Солтберн»;

— в одной сцене фильм вдруг из социальной драмы резко бросается в магический реализм, и «Птица» начинает походить на «Бердмана» Алехандро Гонсалеса Иньярриту.

Минус:

— некоторым зрителям, которые уже посмотрели много драм о жизни подростков из неблагополучных семей, «Птица» покажется избитой и полной штампов. Всех этих девочек, тоскующих в провинциальных городах без родительской любви и любви вообще, в артхаусном кино было столько, что мир никак не изменится от появления на экране еще и Бейли. Строго для поклонников Андреа Арнольд, к которым относит себя и автор этого текста.

Фото: «Про:взгляд»