Ярослав Забалуев

Режиссер «Взрослых» Тодоровская относится к своим героиням-дурам с безжалостным сочувствием

2 мин. на чтение

Новая перспективная линия, наметившаяся в этом году в мире российских сериалов — истории про дур в большом городе. Пролегает эта линия между двумя яркими точками: к «Первому классу» Светланы Самошиной, посвященному повадкам молодых петербурженок, в пару добавились «Взрослые» Екатерины Тодоровской — про москвичек.

«Может, ты трахаешься плохо?» — интересуется мама у 25-летней Яны (Анастасия Талызина), узнав, что дочка рассталась с парнем. С сексом у Яны все в порядке и на примете уже новый ухажер, а вот с остальными способами коммуникации дело обстоит значительно хуже. Из родни она ладит только с полупарализованной бабушкой (Елена Смирнова) — бывшей звездой театра и кино, которая сочувственно смотрит на похождения внучки с высоты богатого опыта. Еще у Яны есть лучшие подруги детства Соня (Стася Милославская) и Лиза (Мария Мацель). У Сони скоро свадьба, которая грозит сорваться. Лиза и вовсе до сих пор девственница, о чем ведет долгие беседы с психологом (Елена Морозова). Жизни трех подруг вот-вот войдут в зону веселой и опасной турбулентности, всегда сопутствующей преодолению возрастных кризисов.

Сила «Взрослых», как и «Первого класса» заключается в сочетании уверенного владения базовыми правилами сериальной драматургии и искренности. Самошина и Тодоровская явно прекрасно понимают, о ком они снимают. Каждая шутка здесь выстрадана, а героини придуманы таким образом, чтобы зритель разделил с авторами сложный клубок эмоций, в котором любовь неотделима от ненависти и презрения. «Взрослые» — это, как следует из названия, роман взросления, написанный и снятый с позиции девушки.

Молодость режиссуры здесь ощущается и в порывистости штрихов к портретам, и в том факте, что пресловутое очарование юности здесь уверенно уступает глупым и стыдным выходкам героинь. Будут и секс с кабацкими музыкантами, и неловкие попытки влиться в компанию бойфренда, и дебютный стендап про то, что мы все умрем — жгучая неловкость на любой вкус. Однако эти эпизоды поданы таким образом не за тем, чтобы цинично надавить на чувства зрителя. Напротив, Тодоровская явно испытывает по отношению к этим неизбежным ошибкам тот же стыд, что и зрители. В общем, героини, как уже было сказано — дуры, но авторское сочувствие к ним неподдельно, выстрадано и оттого немного безжалостно. Такого рода искренность неизменно подкупает и на этом этапе компенсирует и неизбежные банальности, и понятный (и привычный для России) недостаток кинематографической культуры.

С точки зрения драматургических вводных «Взрослые» могли бы стать сатирой, комедией абсурда или даже социальной драмой. Однако на такие глубины и высоты российское кино пока не вполне способно. А потому каждой из взрослеющих героинь обязательно будет дан шанс на искупление — оставляющее ожоги, но не сжигающее дотла. Крикливая глупость разного рода — один из трендов настоящего времени, а значит, «Взрослые», несмотря на осторожную отвлеченность от реальных событий русской жизни, попадают в нерв времени. В конечном счете это история про прощание с иллюзиями, скучать по которым не стоит — сюжет актуальный как никогда.

Легально сериал доступен на Okko.

Фото: Okko

Подписаться:
'); $(this).attr('style', 'display: none !important'); } }); console.log('banners:' + banners); console.log('hbanners:' + hbanners); }); -->