Ярослав Забалуев

Роберт Карлайл ведет в «Токсичном городе» борьбу с отходами сталелитейного производства

2 мин. на чтение

Начиная с 1930-х сталелитейный завод был градообразующим предприятием британского Корби, графство Нортгемптоншир. Здесь служили местные жители, сюда приезжали на заработки из Шотландии. В 1981-м завод закрыли, а землю рекультивировали. Спустя полтора десятилетия в нескольких семьях родились дети с калечными руками и ногами, а некоторые новорожденные и вовсе не дожили до выписки из роддома. Сьюзан (Джоди Уиттакер) и Трейси (Эйми Лу Вуд) занялись расследованием случившегося и вскоре выяснили, что их дети пострадали от отходов сталелитейного производства. Однако призвать к ответу недобросовестных подрядчиков, не соблюдавших правила безопасности, и попустителей из городского совета оказалось не так просто. К счастью, на сторону женщин встал адвокат Дез Коллинз (Рори Киннер), который согласился заняться их делом бесплатно.

В 1996 году Ирвин Уэлш опубликовал сборник «Экстази». Одна из трех повестей оттуда под названием «Судьба всегда в бегах» (другой популярный перевод — «И вечно прячется судьба») посвящена жертвам талидомида. Этот популярный в середине прошлого века седативный препарат стал причиной рождения тысяч (от 8 тыс. до 12 тыс., по разным подсчетам) детей с калечными конечностями. Согласно сериалу «Токсичный город», аналогичная трагедия в момент выхода книги разворачивалась у шотландца Уэлша прямо под носом. Загрязнение окружающей среды — системная проблема, что было подчеркнуто в промокампании «Токсичного города». В Великобритании рекламные щиты оснастили датчиком, измеряющим уровень загрязнения воздуха. С повышением вредных веществ изображение задымляется. Если бы Netflix вложился в такую рекламу в остальном мире, «Токсичный город» вполне мог бы стать мировым событием.

Сценарий «Токсичного города» написал мастеровитый британский кинодраматург Джек Торн («Темные начала»). Именно его стоит благодарить за то, что сага о борьбе женщин Корби с неповоротливой и коррумпированной системой не растянулась на несколько сезонов, а заняла всего четыре серии. Это сериал о справедливости, и задача Торна заключалась в том, чтобы максимально оттенить пафос и сделать эту историю для журналистского расследования пригодной к формату телешоу. Цель достигнута в полной мере — «Токсичный город» пролетает стремительно, а в памяти остаются не только абстрактные соображения о добре и зле, но и колоритные детали повествования.

«Токсичный город» — это история о трагедии и ее преодолении, которая начинается и заканчивается в караоке. Сьюзан, Трейси, Дез, а также совестливый госслужащий Сэм Хейген — обычные люди, жизнь которых наполнена не только праведной борьбой, но и разнообразными мелочами. В роли Хейгена, кстати, снялся Роберт Карлайл — еще один связной со вселенной Уэлша, который неизменно поражает наработанным со времен «На игле» благообразием. Его сольные сцены в «Токсичном городе» едва ли не самые пронзительные — они посвящены одиноким вечерам в компании гигантской железной дороги. Этот и другие побочные эпизоды задают во многом предсказуемому сюжету неспешный темп и доверительную интонацию. Впрочем, именно эти сцены, если разобраться, и придают сюжету необходимую весомость. Каждая из любовно прописанных бытовых зарисовок показывает, что целью любого сражения за справедливость является не абстрактный идеал, а обычная повседневная жизнь. В данном случае не только своя собственная, но и та, которую со временем унаследуют дети.

Фото: Netflix

Подписаться: