, 2 мин. на чтение

«Род мужской» Алекса Гарланда запоздало констатирует, что мужчины — это ужас и кошмар

Алекс Гарланд снимает фильмы («Из машины», «Аннигиляция»), после которых люди, привыкшие, чтобы в кино их только развлекали, уклончиво говорят: «Необычно». То, что Гарланд снял феминистский фильм («Род мужской» выходит в российский прокат 23 июня), ясно уже из названия, но то, что он это сделал сейчас, после того как тема захвачена режиссерами-женщинами, особенно смело.

Плюсы:

— за последние годы мужчины как социальная группа, от которой, по мнению феминисток, «не стоит ждать ничего хорошего», изучались в кино женщинами, например в «Девушке, подающей надежды» Эмералд Феннелл или в совсем свежем сериале «Сияющие», где задавленная мужественность и, как следствие, агрессия по отношению к женщинам показаны как вневременные психосоциальные отклонения, вылечить которые можно только ответным насилием. В «Роде мужском» есть даже сюжетный ход, недавно показанный в «Незнакомой дочери» Мэгги Джилленхол, где Оливия Колман не находила покоя на уединенном греческом острове — после тяжелой психологической травмы и развода милая девушка Харпер Марлоу (Джесси Бакли) снимает на две недели старый, 500-летней давности дом в живописной лесной британской глуши. Харпер хочет побыть одна и залечить душевные раны, и у нее для этого есть все — гостиная с роялем и камином, прекрасные солнечные виды, лес за окном и тихая деревушка с пабом в десяти минутах ходьбы. Сдающий дом хозяин Джеффри (Рори Киннер), правда, странноват и задает слишком много личных вопросов, но, к счастью, выгрузив вещи Харпер из машины, он уходит, и можно наконец отдохнуть. Не тут-то было;

— всем, что происходит дальше, Гарланд хочет нам сказать, что городского человека природа не лечит, а провинциальные мужчины еще токсичнее столичных. «Род мужской» снят не только как фильм ужасов, но и как аллегория. Кажется, вся история Англии (и человечества вообще) наполнена отрицательными примерами патриархального насилия. «Мужчины часто поколачивают женщин, — говорит Харпер местный священник (которого тоже, как и всех остальных мужчин в округе, играет Рори Киннер). — Вопрос в том, дали ли вы ему возможность извиниться?» После таких разговоров любая современная девушка начинает закипать, но пик движения #MeToo уже в прошлом, Джонни Депп выиграл суд у бывшей жены, и тут как раз приходит Алекс Гарланд с его попыткой если не оправдать прибегающих к насилию мужчин, то хотя бы выслушать их позицию;

— актеры играют потрясающе. Джесси Бакли с ее нервным интеллигентным каре как будто просится на роль жертвы, которая, будучи загнанной в угол, может за себя постоять (главное условие для хоррора), а от улыбки и слишком подозрительно белых зубов Рори Киннера, играющего с десяток персонажей, у нервного зрителя может пойти холодок по коже;

— это некомфортный фильм, в котором в какой-то момент начинается кажущаяся излишней череда физиологически отталкивающих сцен. По уровню аллегорической условности и неловкости, испытываемой от происходящего на экране, «Род мужской» можно сравнить с «Мамой!» Даррена Аронофски. Если вам неприятно на это смотреть, помните, что скоро все закончится — фильм длится гуманные 1 час 40 минут. Это скорее легкое испытание вашего чувства ужасного, чем пытка.

Минусы:

— Гарланд толком не показывает, из-за чего, собственно, развалился брак Харпер, есть только намеки на то, что муж оказался все контролирующим ревнивцем и деспотом — подразумевается, что все мужчины так или иначе становятся собственниками в отношении жен, просто некоторые доходят до этого позже других. Но причина, которая привела к разводу, не проговорена, отношения Харпер с мужем показаны во флэшбеках и невнятно, отчего весь «Род мужской» выглядит халтурным;

— Гарланд как будто поставил перед собой задачу решить проблему межполовых отношений. Если бы это можно было сделать так легко одним фильмом!

Фото: Вольга