«Сказать, что я испытываю симпатию к евреям, нельзя, — говорит в 1894-м майор Жорж Пикар капитану артиллерийского полка Альфреду Дрейфусу. — Но предполагать, что это может повлиять на мое профессиональное решение, так же невозможно».
Эта фраза важна для понимания всего фильма Романа Поланского, который получил целых четыре приза (включая гран-при) на последнем Венецианском кинофестивале вопреки возмущению феминисток, которые никак не могут простить режиссеру, что он не отсидел срок за секс с малолетней моделью еще в середине прошлого века.
Конечно, невозможно не провести параллели между знаменитым делом Дрейфуса конца XIX века, которому посвящен фильм, и время от времени вспыхивающей ненависти к Поланскому — в данном случае каждое его высказывание смотрится как самооправдание или защита.
Так как результат и последствия дела Дрейфуса хорошо известны из учебников, Полански решает посмотреть на него чуть с другого боку и делает главным героем не собственно обвиненного в шпионаже капитана (его играет лишившийся ради роли кудрей красавец Луи Гаррель, превратившийся тут в лысеющего и ничем не примечательного внешне мужчину), а самого Пикара, который сначала «помог» Дрейфусу лишиться погон и отправиться на остров Дьявола у Французской Гвианы в пожизненную ссылку, единственным плюсом которой был вид на океан.
Позже с Пикаром происходит то, что, возможно, поразило режиссера, и это совершенно не удивительно. Повышенный до чина полковника и главы управления статистики Пикар (Жан Дюжарден в редкой и очень ему идущей драматической роли) вдруг выходит на след настоящего шпиона Эстерхази и начинает мутить воду, чтобы пересмотреть дело «этого еврея», который сидит себе в тюрьме, несмотря на попытки семьи его вызволить. Мало того, Пикар из очень сильно выраженного чувства чести и профессионализма вдруг ставит под удар всю свою 25-летнюю службу в армии. Понятно, что в исторической перспективе его усилия и риски оправдались — доверие к армии было подорвано, и справедливость так или иначе была восстановлена, но Полански очень хорошо показывает, что сами участники исторических событий рискуют, в том числе и жизнью, еще не зная об исходе, и сколько таких историй ждал как раз исход печальный, даже сложно себе представить.
Полански явно имеет в виду, что правда и справедливость — зыбкие понятия, зависящие от миллиона условий. Судьбу Дрейфуса решил тот факт, что его почерк был почти идентичен почерку Эстерхази, а будь Пикар чуть менее принципиальным, вся история не закончилась бы таким уж хеппи-эндом. Феминистки, еще не родившиеся, когда Полански бежал от американской тюрьмы во Францию, не знают, через какой ад ему пришлось пройти и сколько раз он уже не только в своих глазах, но и по мнению собственной жертвы искупил свою давнюю ошибку.
Как бы там ни было, лучшие силы французского кино охотно выстроились в ряд, чтобы сыграть у живого классика. Помимо Дюжардена и Гарреля — Венсан Перес, Мельвиль Пупо, Андре Маркон в роли написавшего знаменитое «Я обвиняю!» Эмиля Золя и жена Поланского Эммануэль Сенье в роли любовницы Пикара, которой во всей этой истории тоже есть что терять.
«Офицер и шпион» (в кинотеатрах с 6 февраля) не войдет в первую пятерку (и даже десятку) лучших фильмов автора «Ребенка Розмари» и «Китайского квартала». Но, возможно, Полански взялся его снимать из-за одной очень здравой мысли, которая ему должна быть близка: единственное, что может делать любой человек — это просто спокойно, изо дня в день делать свое дело. Пикар расследует случай Дрейфуса подробно и медленно, как следует профи, никак не коррумпированному эмоциями, предрассудками или знакомством с героем расследования. И, кажется, в этом и состоит главное признание Поланского — какие бы бури ни бушевали вокруг из-за тебя, просто спокойно продолжай делать свое дело и не забывай в каждом фильме снимать свою жену. Если ты перестанешь это делать — вот тогда начнутся настоящие неприятности.
Фото: MEGOGO Distribution