Российскому кино стало тесновато на территории двух столиц. Отношения между ними давно известны — как между головами двуглавого орла. Что-то новое здесь сказать проблематично, если не погружаться в экзистенциальные бездны. Противопоставить блеску и нищете Москвы и Петербурга время от времени пытаются вылазки по ухабам глубинной России — как в фильме «Родные».
Но эта метафорическая территория страдает от недостатка конкретики, так что истории про нее дрейфуют в сторону разговора о том, что люди мы дикие, но добрые. Еще одним туристическим кинонаправлением предсказуемо стал Крым, но это как поездка «на юга» — что-то острое получается только у режиссеров типа Валерии Гай Германики. Между тем своего экранизатора давным-давно ждал магический мир Ростова-на-Дону и Кубани. Уже давно было понятно, что тамошнее жутковатое криминогенное обаяние способно дать русской культуре собственный аналог болотистой американской южной готики.
Сериал «Юззз» — самый пока успешный опыт на этом географическом направлении. В заглавии зашифрован не существующий в реальном Ростове-на-Дону район Юго-Запад. Здесь живет главный герой, молодой программист Равиль (Кузьма Котрелев). Однажды он знакомится с Элей (Мария Мацель) и производит на нее впечатление, не стушевавшись перед стволом пистолета мордоворота Османа, который Эле приходится охранником и тайным воздыхателем. Так Равиль погружается в пучину южнорусской гангстерской романтики. Город поделен между властелином Юго-Запада Дымом (Антон Кузнецов) и дядюшкой Эли Кокой (Гела Месхи). Дым только что вернулся с зоны, дома его заждались жена (Мария Машкова) и две маленькие дочки. Едва воссоединившись с семьей, энергичный мужчина занялся распространением чистейшего кокаина на подконтрольных территориях. Кока недоволен и хочет Дыма если не уничтожить, то отправить обратно на нары. Равиль (устроившийся к Дыму курьером) и Эля в этих условиях занимают роли Ромео и Джульетты, обостряя конфликт и приближая драматическую развязку.
Режиссером «Юззза» выступил Стас Иванов, который после прошлогодних «Немцев» ходит в больших надеждах российского телевидения. Там речь шла о северных бандитах, а криминальный сюжет вырастал в сжатый и яркий отчет о коррупции в высших эшелонах власти. На этот раз в центре внимания оказались бандиты южные, и это, конечно, совсем другая история. Ростовская «малина» — это не модель государства в государстве, а децентрализованное гуляйполе, анархическая вольница. Атаманы выбираются формально — места занимают самые сильные и понимающие, что от власти в нужный момент необходимо избавиться.
Исследование этой структуры, разумеется, оказалось куда интереснее очередной «Вестсайдской истории», так что на первый план в «Юзззе» быстро выходит Дым, блистательно сыгранный Антоном Кузнецовым. Сериал, как и «Немцы», выстроен вокруг одной звезды, но такой, которая обаянием покрывает недостатки драматургии и даже слабость партнеров. «Юзззу» остро не хватает концептуальной целостности, авторы не могут определиться, что снимают — комикс или вариации на тему криминальной хроники. В итоге отдельные эпизоды выбиваются, разрушают наметившуюся эстетику, искусственно растягивают хронометраж. Однако как только на экране появляется Дым, как «Юззз» уже хочется сравнивать с «Гоморрой» или даже «Острыми козырьками». Если создатели планируют продолжение, то мир второго сезона стоит выстраивать вокруг этого дикого мужчины. Наблюдение за тем, как он балансирует на грани окончательного превращения в животное, вполне стоит времени, потраченного на эти восемь серий.
Фото: Premier