Ровно 25 лет назад в Каннах прошла премьера фильма «Брат»
Алексей Балабанов вообще-то хотел снять фильм «Про уродов и людей». Финансирования не нашлось. Тогда режиссер решил быстро снять боевик и на нем заработать на артхаус.
Балабанов, имевший весьма широкий круг общения, давно наблюдал бандитов и музыкантов в жизни, ему казалось интересным соединить в одном сюжете коня и трепетную лань. Случайно познакомившись с Сергеем Бодровым, режиссер понял, что это его герой. Сюжет фильма сложился мгновенно. Балабанов написал сценарий на даче всего за несколько дней. Весь фильм писался под Бодрова и Виктора Сухорукова, с которым Балабанов делил одну коммуналку в Петербурге.
Фильм начали снимать уже через месяц после написания сценария. Продюсером стал старый друг Балабанова Сергей Сельянов. Он рассчитывал привлечь инвесторов, но не получилось. В итоге фильм был снят всего за 31 день при ничтожном бюджете 100 тыс. долларов. Снимали в Приозерске под Питером. Платили актерам копейки. Вообще весь фильм был сделан буквально на коленке. Актеры часто играли в собственной одежде. Знаковые детали искали по знакомым. Знаменитый свитер Бодрова был куплен на блошином рынке за 45 рублей.
Впервые фильм показали на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд» 17 мая 1997 года. На просмотре присутствовали около тысячи зрителей. Когда фильм кончился, зал дружно встал и аплодировал 15 минут. Это была бомба.
Первый показ в России состоялся в петербургском Доме кино. Критик Сергей Добротворский тут же назвал фильм главным событием страны. Так и было. Через месяц на фестивале «Кинотавр» «Брат» получил сразу два гран-при — за лучшую режиссуру и за лучшую мужскую роль.
Сейчас фильму исполняется ровно 25 лет. Уже нет в живых ни его режиссера, ни самого «брата» Сергея Бодрова-младшего. Продюсер Сергей Сельянов не собирался отмечать эту дату, но его закидали предложениями.
— Когда фильм вышел, он моментально стал обсуждаемым, культовым, народным, — говорит Сельянов. — Мне кажется, за прошедшие 25 лет в «Брате» так много всего сконцентрировалось и смешалось, что трудно уже отделить: сказать, чем он был и чем стал. Можно сказать, что это своего рода психоаналитический сеанс — возможность для страны и ее жителей рассказать и послушать о себе.
Двадцатипятилетие «Брата» будет отмечаться в течение всего года. В Петербурге пройдут спецпоказы фильмов «Брат» и «Брат-2». В Нижнем Новгороде состоится День Алексея Балабанова. В Екатеринбурге — выставка «Привет, это Данила. Ну тот, с плеером». Планируется тематический выпуск коллекции одежды российских брендов.
Символично, что в том же 1997 году в России появился официальный цивилизованный кинопрокат — на наш рынок вышли голливудские студии и стали появляться многозальные кинотеатры. Сейчас Голливуд ушел, и мы снова остались с «Братом», можно сказать, главным фильмом постсоветской России.