, 2 мин. на чтение

Русская мафия, обаяние буржуазии и собачье дерьмо: выходит «Дворец» 90-летнего Романа Полански

В августе на премьерном показе нового фильма живого классика Романа Полански «Дворец» на Венецианском кинофестивале мало кто из 1400 сидевших в зале зрителей досмотрел кино до финала — люди уходили после каждой неуклюжей шутки ниже пояса, бившей мимо цели. Критика тоже немилосердна к Полански, которому в августе как раз исполнилось 90 лет — на агрегаторе киномнений Rotten Tomatoes у «Дворца» стоит оценка ноль — ни одной хвалебной или даже нейтральной рецензии. Конечно, в таких случаях хочется любимого режиссера защитить.

Плюсы:

— Полански говорит, что снял фильм о гостинице Gstaad Palace в Альпах, потому что останавливается там уже 50 лет. Но, судя по фильму, кажется, что с ним там в последний раз обошлись как с героем Микки Рурка, который забыл зарезервировать номер заранее, поэтому ему досталась комната размером с кладовку. Если он и хотел отблагодарить «Дворец» за гостеприимство и приятные воспоминания, эффект получился прямо противоположным;

— «Дворец» (в кинотеатрах с 23 ноября) начинается многообещающе. Накануне нового, 2000 года в гостиницу съезжаются гости, в основном постоянные: битый жизнью бизнесмен Билл Краш (Рурк), который хочет в полночь нажиться на «проблеме Y2K» (помните, была такая?), порноактер на пенсии Бонго (Лука Барбарески), знаменитый пластический хирург доктор Лима (Хоаким де Алмейда) с женой, страдающей болезнью Альцгеймера, старик-миллиардер Артур Данкан Даллас III (Джон Клиз), заказавший на первую годовщину свадьбы с молодой толстушкой Магнолией (Бронвин Джеймс) живого пингвина в номер, компания русских бандитов во главе с Александром Петровым и Антоном Пампушным, группа женщин за 70 с перекошенными от пластики лицами и другие колоритные гости. Многообещающее начало, правда?

— даже если бы Полански снял только три фильма — «Ребенка Розмари», «Китайский квартал» и «Пианиста» (за который он получил свой единственный режиссерский «Оскар») — он бы уже навеки заслуженно остался в списке лучших режиссеров в истории кино (а ведь еще были «Призрак», «Девятые врата», «Нож в воде» и «Отвращение», за которые его стоит просто любить);

— после знакомства со всеми этими персонажами фильм рассыпается на дюжину новелл, например об экзальтированной маркизе (Фанни Ардан), которая кормит своего песика черной икрой, падает в обморок, когда он гадит на ее простыни, и принимает любовника-сантехника в ночной косметической маске. Ждешь, когда Полански сведет все эти истории воедино и как выкрутится из навороченного на экране.

Минусы:

— к сожалению, никак Полански не выкручивается. «Дворец» так и остается набором отдельных новелл, в основном о буржуазной вульгарности, как будто фильм снят в 1970-х, а не в 2023-м, причем не Полански, а Марко Феррери;

— наверное, в 90-летнем возрасте хочется уже пошалить и показать мир таким, каким его иногда видишь — мир напыщенных богачей, с которых слетает парик, тщеславных, боящихся старости женщин, добровольно уродующих свои лица и груди, работников банка со скучной жизнью, срывающихся в нелепый кутеж. Ничего плохого в этом нет. Плохо то, что Полански, умеющий снимать драму как никто другой, совершенно не имеет (и никогда не имел, между нами) таланта к комедии. В свое время кто-то хорошо сказал о другом великом режиссере Билли Уайлдере: «Его взгляд на мир — это взгляд циника наутро после вечеринки, когда тает лед в пустых бокалах, а гости лежат под столом». Здесь примерно то же самое, только Билли Уайлдер не снял ни одного фильма за последние 2о с лишним лет своей жизни, закончив это дело в 75. За редким исключением в 90 лет желание кусать еще сохраняется, но вот зубы уже не те.

Фото: «Про:взгляд»