В недалеком будущем роботы — по заветам Айзека Азимова — стали частью жизни рядовых москвичей, облегчая их работу и быт.
Патологоанатом Георгий Сафронов (Кирилл Кяро) оказывается невольным обладателем совсем нового, контрабандой завезенного в Москву бота-прототипа по имени Ариса (Паулина Андреева). Бот создан для помощи и защиты семьи, частью которой он себя считает.
Однако есть проблемы. Во-первых, бывшая жена Сафронова (Ольга Ломоносова) хочет увезти детей в Австралию. Во-вторых, Ариса сбежала от заказавшего ее в Китае главы корпорации Cronos (Александр Устюгов), и по ее следу идет служба безопасности. Ну и, наконец, по пути механическая красотка успела случайно убить человека, так что Сафронову приходится иметь дело еще и с полицией. Ах да, до кучи в деле участвуют ненавидящие роботов Ликвидаторы под предводительством Барса (Александр Кузнецов), в сестру которого влюблен сын Сафронова.
Премьера сериала «Лучше, чем люди» состоялась на новом видеосервисе Start еще в конце ноября, но широкую огласку он получил после того, как его купил для показа по всему миру Netflix. Причем многосерийная картина выйдет под брендом Netflix Originals, которым подписывают оригинальную продукцию сервиса.
Причины, по которым проект не стал громким событием на родине, очевидны с первых кадров. Навязчивый продакт-плейсмент Сбербанка еще можно было бы пережить, но Москва будущего, признаться, не производит сногсшибательного впечатления — понятно, что бюджет сериала не сопоставим с аналогичными западными проектами. Новый русский киберпанк — это звучит гордо, но пока выглядит слишком бедно, чтобы захватить зрителей на уровне дизайна. То же касается и сюжета. История здесь развивается медленно, и до момента, когда начинает происходить что-то действительно увлекательное, зрителям надо было подождать несколько недель.
Другое дело, что теперь интересно пофантазировать о том, какими глазами увидят сериал иностранцы. Для них здесь, конечно, хватает экзотики. Русская жизнь редко попадает на какие бы то ни было экраны за пределами страны-производителя, а тут — настоящее раздолье. Вместо артхаусных хитов вроде «Нелюбви» или «Левиафана» предлагается жанровая работа, в которой, впрочем, тоже есть сильный социальный аспект и любопытная концепция, более или менее наследующая слогану корпорации «Тайрелл» из «Бегущего по лезвию» — «More human than human».
С точки зрения развития идей классиков киберпанка, «Лучше, чем люди» вещь действительно увлекательная. То есть, с одной стороны, сюжет о создании «семейного» робота — тема для серии в каком-нибудь альманахе (вроде «Электрических снов Филипа К. Дика»). С другой — длинная дистанция (в сериале 16 серий, на данный момент показаны 10) дает возможность осмыслить идею с разных сторон. Ариса учится не только любить (что ожидаемо), но и, скажем, прилично одеваться. Кроме того, в какой-то момент робота берет в оборот правительство, желающее снизить (!) пенсионный возраст, заменив людей машинами.
Наблюдать за разными поворотами темы интересно, но по-настоящему восхищаться мешают путаная драматургия и ощущение, что вдохновение настолько не отпускало авторов, что сценарий наполнялся новыми деталями прямо на съемочной площадке на манер письма Дяди Федора. Тем не менее тот факт, что наше кино теперь представлено на мировом рынке не только фильмами о суровой русской экзистенции, но и симпатичным роботом, пожалуй, не может не радовать. Может быть, русские роботы и не лучше, чем русские люди, но все же какое-никакое разнообразие.
Фото: Первый канал