Помните еще относительно недавнее время, когда люди покупали билеты и шли в кинотеатры, чтобы смотреть романтические комедии о превратностях любви? Говорят, что помимо технологий (зачем вообще выходить из дома, чтобы посмотреть фильм?) жанр романтической комедии убили смартфоны, потому что люди больше не знакомятся в реальной жизни — современный ромком состоял бы из зрелища людей, пялящихся в гаджеты. Режиссер Дэвид Фрейн нашел прекрасный способ вернуть жанр из небытия — он просто убил всех своих трех главных героев, чтобы они смогли наконец после смерти общаться нормально, смотря друг другу в глаза, а не набирая буквы в полном одиночестве. «Вечность» выходит в прокат 18 декабря, так что это как раз тот редкий случай, когда можно дойти до кинотеатра и посмотреть американский фильм на большом экране.
Плюсы:
— Ларри Катлеру (Барри Праймус) есть отчего нервничать — он обещал быть рядом с умирающей от рака женой Джоан (Бетти Бакли), с которой прожил 65 лет, но подавился крендельком на вечеринке у внуков и очнулся 35-летним (Майлс Теллер) в поезде, едущем на так называемое перепутье — похожее на аэропорт сооружение, откуда «свежеумершие» отправляются в дальнейшую вечность. Промаявшись неделю в этом хабе, он с помощью личного загробного координатора Анны (Давайн Джой Рэндольф) выбирает мир, где хотел бы провести вечность (предсказуемо — на пляже), и стал ждать, когда рак сделает свое черное дело и к нему присоединится супруга. Но когда Джоан, помолодевшая после смерти до возраста и внешности Элизабет Олсен, наконец оказывается в перепутье, к ней подбегает красавец Люк (Каллум Тернер) — ее первый муж, который погиб много лет назад, еще на Корейской войне, и, как оказывается, ждал ее все эти десятилетия в этом комфортном чистилище, работая барменом. «Да, но я прожил с ней 65 лет! У нас дети и внуки», — перебирает аргументы Ларри, потрясенный появлением неожиданного соперника. «А я умер за нашу страну», — выдает контраргумент Люк. «За нашу страну? В Корее?» — резонно парирует Ларри. То, что происходит на экране, настолько далеко от реальности и вообще законов природы и здравого смысла, что может считаться не романтической комедией, а психоделической галлюцинацией, что, как ни странно, делает «Вечность» не хуже, а лучше;
— самое интересное в «Вечности» не столько метания Джоан между мужьями, сколько подробно показанный концепт загробной жизни, сильно отличающийся от христианского или научного. Назовем его голливудским. Неделя после смерти настолько плотно расписана, что сделать выбор, где провести вечность, довольно сложно, особенно если тебе постоянно услужливо подливают вина в бокал. Голова идет кругом: реклама заманивает то провести вечность в «Мире клуба Studio 54», что скорее может показаться адом, чем раем, или в «Мире без мужчин», или в «Винном мире» (к сожалению, все забито) — есть даже «Мир курильщика», потому что нельзя умереть от рака легких дважды. «Свежеумершие», не сумевшие сделать выбор за первую неделю, переводятся из дорогого гостиничного номера в подвал, так что Ларри (и всем остальным) нужно поторапливаться. Но, сделав выбор и наконец отправившись в место назначения на целую вечность, мы все лишены возможности передумать — если вам не понравится ваша вечность и вы сбежите, вас отправят в пустоту без края, то есть в ад, только без костра и сатаны. В общем, бюрократия после смерти сильно похожа на ту, что была при жизни, и эта мысль вызывает гораздо более широкую улыбку, чем при попытках разобраться в чувствах главной героини;
— это очень хорошо выглядящий фильм — красивые актеры выясняют отношения в ярких искусственных интерьерах. Задник покрашен и меняется по часам, как выдуманный мир в «Шоу Трумана». Даже когда Джоан и Люк едут на место назначения в милую хижину в горах, все это похоже на симулякр с рекламы «Икеи», а не на реальность;
— в российском прокате перед началом идет обязательная цензурная надпись, предупреждающая, что в фильме «упоминается международное движение сатанизма». Это воспринимается как невольная дополнительная шутка — если уж перед картиной про любовь идут такие титры, то что уж говорить, например, о хорроре про экзорцизм;
– «Вечность» утверждает, что секс существует и после смерти. Как такой фильм может не понравиться?;
— за шутки отвечают, как всегда, второстепенные персонажи — загробные координаторы Анна и Райан (Джон Ерли), которые очень смешно говорят Ларри, что решили завести роман, насмотревшись на его жалкий холостяцкий статус.
Минусы:
— Элизабет Олсен училась актерскому мастерству в Москве на пьесах Чехова, поэтому в легком комедийном жанре чувствует себя явно не на своем месте — ее мимика, по задумке комическая, выглядит временами как нервический тик;
— Ларри очень неправдоподобно умирает в кругу всех своих детей и внуков, подавившись печеньем. Наверное, семья его не очень любила, раз тут же не помогла ему хорошим ударом по спине;
— если убрать весь интересно придуманный загробный мир, мы остаемся с голыми клише романической комедии, которые давно надоели. То есть, получается, в смерти жанра виноваты не только смартфоны.
Фото: «Вольга»