С задачей громко кричать и драматично умирать актеры справляются в «Калимбе» вполне убедительно
«Эксперимент вышел из-под контроля», безусловно, один из лучших слоганов в русских кино и сериалах за последние годы. Массированная реклама многосерийного триллера сервиса «Окко» «Калимба», которой больше месяца увешана Москва, помимо воли дает едкий комментарий к нашей действительности. Впрочем, не факт, что этот эффект закладывался создателями промокампании шоу. Просто так совпало, что реальность по всей планете сейчас действительно напоминает вышедший из-под контроля эксперимент. Ну а физиономия Федора Бондарчука, буравящего прохожих напряженным взглядом, служит собирательным образом «экспериментаторов».
Бондарчук играет в «Калимбе» заслуженного судебного психиатра Виктора Мещерского, который ставит эксперимент над восемью специально отобранными россиянами. Всех их вывозят в Ленинградскую область и селят в стерильных интерьерах советского особняка. Быстро выясняется, что подопытные образуют четыре пары, между которыми тлеют более или менее давние драмы. Аутичную Катю (Алена Михайлова) когда-то кинул на деньги альфонс Елисей (Сергей Горошко). Драгдилер Рома (Петр Скворцов) подсадил на наркотики брата Андрея (Константин Плотников), пустив его жизнь под откос. Судью Сергея Аркадьевича (Дмитрий Воробьев) усадила в инвалидное кресло оторва Наташа (Елизавета Шакира). Наконец, Татьяна (Юлия Волкова) на всю жизнь была травмирована Нурланом (Джал Ибрагимов), который изнасиловал ее в пионерском лагере. Идея Мещерского заключается в том, чтобы оказать своим гостям психотерапевтическую поддержку в примирении. Однако уже во время первого этапа, когда ненависть еще не утихла, руководитель эксперимента бесследно исчезает, оставляя подопытных на произвол судьбы и друг друга.
Сценарий для поставленного опытным телережиссером Нурбеком Эгеном («Мажор», «Алиби») сериала написали дебютанты Анастасия Мельникова и Олег Кириченко. Отсутствие у сценаристов опыта ощущается сразу и влечет за собой как недостатки, так и достоинства шоу. С одной стороны, «Калимба» под завязку набита разнообразными идеями, которые не всегда сочетаются друг с другом. Действие разворачивается в нескольких временных периодах, а ближе ко второй половине сезона появляется дополнительная группа персонажей. Из-за этого сериал кажется смонтированным из трех или четырех разных фильмов, которые объединяет мрачность и актерская игра примерно на уровне легендарного сериала «След».
Последнее обстоятельство, впрочем, не является каким-то специфическим недостатком. Отсутствие серьезной работы с актерами в современном российском кино — норма, тем более что «Калимба» претендует на психологизм лишь отчасти. На практике сериал встает в один ряд с людоедскими сериалами последних лет вроде «Игры на выживание» и «Колл-центра». Бондарчук в этой конструкции выполняет скорее резонерскую роль и так же, как его молодые коллеги, ограничивается парой ярких внешних деталей. Мещерский очевидно что-то скрывает, но его тайны будут раскрыты лишь ближе к финалу. Уже, впрочем, понятно, что они неким образом связаны с персонажем Сергея Гармаша, похитившим психиатра в разгар эксперимента. В одной из ударных сцен Федор Сергеевич писает на Сергея Леонидовича.
Несмотря на все недостатки и общую нелогичность, «Калимба» смотрится вполне захватывающе. Причин тут несколько. Во-первых, русскому кино с его нынешними небогатыми возможностями крайне к лицу острожанровые проекты, не требующие от актеров психологической глубины. С задачей громко кричать и драматично умирать они справляются вполне убедительно. Ну а во-вторых, такие сюжеты увлекают сами по себе и заодно помогают получше понять окружающую действительность. Причем делают это эффективней душеспасительных проектов, сказок и «добрых» комедий, которые все более фальшивы и раздражают примерно так же, как перезвоны африканской калимбы, призванные успокаивать героев сериала.
Легально сериал доступен на Okko.
Фото: Okko