Сатира «Не смотрите наверх» с ДиКаприо высмеивает замену профессионализма культом успешности
С 24 декабря на Netflix можно посмотреть один из самых ожидаемых фильмов конца года — «Не смотрите наверх» Адама Маккея, самого «социально острого» современного голливудского режиссера, автора «Игры на понижение» об ипотечном пузыре нулевых годов и «Власти» о бывшем вице-президенте США Дике Чейни.
Новый фильм Маккея понравился одним зрителям и разгневал других, но, как у каждого произведения искусства, у него есть свои плюсы и минусы.
Плюсы:
— сам факт, что Адам Маккей с его сардоническим чувством юмора вообще выпускает раз в несколько лет фильмы, большое счастье. У него нет неприкасаемых фигур, зато есть мнение по любому поводу, что хорошо в наше время, когда все опасаются кого-то обидеть. До сих пор мишенями его насмешек были жадные корпорации, люди вообще и администрация президента при республиканцах. «Не смотрите наверх» с ужасом, но и с издевкой описывает то состояние современной медиакультуры, когда на смену профессиональной экспертизе пришла бессмысленная болтовня ради рейтингов, и эта зараза проникла повсюду, включая самые высокие властные структуры;
— первоклассный кастинг, едва ли не лучший в этом году. За шесть лет после того, как Леонардо ДиКаприо получил свой первый и пока единственный «Оскар», он снялся только в двух фильмах — «Однажды в Голливуде» Тарантино и сейчас у Маккея. И уж точно стоит приветствовать его желание сняться в комедии, что он делает крайне редко. В остальных ролях снялась целая рота звезд первой величины: Дженнифер Лоуренс, Мерил Стрип, Кейт Бланшетт, Тимоти Шаламе (который теперь везде), Джона Хилл, Тайлер Перри, Марк Райленс, Мелани Лински, а также Рон Перлман и Крис Эванс в неблагодарных, в меру смешных камео. Особняком стоит певица Ариана Гранде, снявшаяся в самоироничной роли поп-звезды, готовой выставить напоказ личную жизнь ради пиара;
— по сюжету герои ДиКаприо и Лоуренс, астроном Рэндалл Минди и его аспирантка Кейт Девиаски из Мичигана, обнаруживают комету, которая летит к Земле (Кейт комментирует собственное открытие так: «Надо накуриться»). В общем, Маккей снял фильм о тех самых немного безумных ученых, которые регулярно предупреждают в фильмах-катастрофах мир об опасности, но их никто не слушает. До столкновения с астероидом 9 км в диаметре, разрушительная сила которого в миллион раз больше бомбардировки Хиросимы, осталось полгода, и Минди с Девиаски, в чью честь названо новое космическое тело, отправляются в Вашингтон уговаривать президента Джени Орлеан (Мерил Стрип) спасти планету от уничтожения. Глава страны, впрочем, относится к новости легкомысленно, как и телеведущие программы, куда приглашают Минди и Девиаски. Аспирантку объявляют сумасшедшей, а астронома тут же нарекают «самым сексуальным ученым» и продолжают звать в качестве эксперта на телешоу, где он заводит роман с ведущей (Кейт Бланшетт), к большому огорчению жены (Мелани Лински). Конец света превращается в фарс;
— в «Не смотрите наверх» достается всем, от политиков (Стрип играет Трампа в юбке), озабоченных своим имиджем больше, чем интересами избравшего их народа, до медийной культуры в целом (телеведущие просят астрономов рассказать о смертоносной комете «легко и весело»), которая зубоскалит даже над собственной скорой смертью, и одержимости сумасшедшими бизнесменами с мессианским комплексом, которые подменяют настоящие фундаментальные научные знания статистикой (получи, Илон Маск);
— фильм Маккея также легко считывается как метафора нынешней истории с эпидемией ковида или, если хотите, глобального потепления. Вдруг ниоткуда появляется информация о том, что 23% населения не верят в комету и продолжают жить как ни в чем не бывало. Человечество несется к собственной гибели, даже ни на минуту не задумываясь о том, что, возможно, оно ошибается и что именно эта ошибка приведет его к физическому концу.
Минусы:
— для фильма, шельмующего поверхностность современного сознания, «Не смотрите наверх» мог бы быть менее поверхностным сам. Отличные актрисы Кейт Бланшетт и Мерил Стрип играют скорее карикатуры, чем живых людей, а Маккей как будто хочет высказаться обо всем сразу и поэтому не может сказать ничего серьезного ни о чем конкретном;
— в общем, у Маккея получилась левацкая версия «Армагеддона», что в данном случае не комплимент.
Фото: Netflix