, 2 мин. на чтение

Сериал «Бэби-тур» — взгляд на проблемы «Содержанок» со дна шахты социального лифта

Похоже, одним из трендов русского кино в этом году становятся ретропроекты, посвященные временам, прошедшим совсем недавно. Только что закончились «Актрисы» Федора Бондарчука про десятые, теперь на Kion выходит «Бэби-тур» про нулевые.

Сценарий написал Василий Сигарев, который не выпускал больших картин с 2016-го, когда вышла «Страна Оз». И вот в 2023-м у него сразу две премьеры, правда, обе сценарные. Первая — полнометражный хоррор «Медея», поставленный Игорем Волошиным. С «Бэби-туром» Сигарев возвращается к комедийным наработкам «Страны Оз», однако лишь отчасти.

В конце нулевых поселок Ливни сотрясает удивительное известие. Продавщица косметики Зинаида (Анастасия Попова) узнает о 14-й поправке к конституции США, согласно которой любой родившийся на территории страны младенец автоматически получает гражданство. Ну а по достижении ребенком 21 года право называться американцами получают и родители. Пораженная Зина собирает подруг Гелю (Анна Котова), Таню (Лина Миримская) и Киру (Мария Осипова с высоким зеленым ирокезом) и предлагает срочно забеременеть, скопить денег и рвануть в Штаты. Сотрудницам градообразующей ливненской птицефабрики взлететь, разумеется, мешают обстоятельства. Прежде всего мужья — алкаш, тюфяк и радикальный патриот (у Киры законного супруга пока нет). Однако русские женщины, как известно, способны на многое, например на то, чтобы наладить контрабанду яиц с фабрики или немножко отравить односельчан паленой водкой.

Чисто формально «Бэби-тур» — первый заход вполне радикального автора Сигарева в телевизионный мейнстрим, и он здесь играет по заданным правилам почти демонстративно. Это настоящая комедия положений (ну или «комедия в положении», как пишут на постере). Здесь, в общем, почти нет фирменной хтонической жути — не считать же таковой обсуждение того, как лучше пилить сбитую одним из героев корову. В другое время «Бэби-тур» вполне можно было бы представить в эфире какого-нибудь телеканала. Недаром и постановщиком здесь выступил Федор Стуков, который (для многих очень неожиданно) превратился из Тома Сойера и девочки из «Родни» в одного из ведущих русских сериальных режиссеров (на его счету «Физрук», «Дылды», «Восьмидесятые» и другие хиты).

Однако при сходстве интонаций у Сигарева совершенно иной взгляд на обычных вроде бы героев российского массового кино. «Бэби-тур» — довольно неожиданный вариант разговора и про русский секс, и про то, как умеют (и умеют ли) любить современные крестьянки. В известном смысле это своеобразные анти-«Содержанки», взгляд на те же проблемы со дна шахты социального лифта. С другой — своеобразная интерпретация любимой мысли сценариста о необходимости взять судьбу в свои руки. «Бэби-тур», к счастью, не унижает их высокомерной жалостью и показывает более или менее во всей красе. Но в то же время их волевая решимость, их стремление к перемене участи при всем комизме проявлений делают из Зины, Гели, Тани и Киры настоящих героинь. Хочется верить, что в финале сериала у них и правда все получится.

Фото: KION