Сервис Kion, запущенный всего-навсего прошлой весной, на глазах приобретает не только популярность, но и собственное лицо. Здесь не боятся экспериментов — не всегда удачных, но неизменно привлекающих внимание и подчас будоражащих. Обретает Kion и собственный пул режиссеров — недавно здесь вышли «Немцы» Стаса Иванова по роману Александра Терехова, и вот теперь тот же Иванов поставил совсем новый «Бег улиток».
У сериалов есть некоторые родовые сходства — синеватая финчеровская картинка и вязкая готическая атмосфера. В то же время в «Беге улиток» по сравнению с «Немцами» буквально все (кроме эстетики) совершенно другое. Там речь шла о коррумпированных упырях в высших эшелонах провинциальной власти, а здесь производится заплыв в тихие омуты подсознания, напоминающие уже о Дэвиде Линче.
Повествование ведется попеременно как бы в двух реальностях. В первом Марина (Дарья Урсуляк) руководит кризисным центром для подростков, переживших насилие. У нее частный дом и любящий муж-ученый (Валерий Панков), увлеченный изобретением препаратов для улучшения памяти на основе ферментов, вырабатываемых улитками. Однажды Марине становится плохо прямо посреди церемонии награждения за какие-то заслуги — инсульт. Память стремительно запутывается, женщина не может понять, что было вчера, а что — два года назад. Главное же, что прямо перед приступом к ней обратилась изнасилованная девочка Полина (Полина Шеповалова), которая теперь бесследно пропала. В параллельной реальности Марина — дерзкая журналистка, живущая с собственной издательницей (Любовь Толкалина). Здесь она тоже расследует содеянное над Полиной, а за ней самой охотится неизвестный сталкер, присылающий письма со все более жуткими угрозами. Что означает это раздвоение действительности, станет понятно только в удивительно логичном финале сезона (последняя сцена явно указывает на вероятное продолжение).
«Бег улиток» требует некоторого терпения от зрителя — диалоги, как это часто бывает в продукции компании Sreda, звучат неуклюже и неестественно. Однако где-то к середине второй серии ситуация то ли улучшается, а то ли верх берет дерзость идеи и ее реализации. Это действительно вполне линчевский триллер, отсылающий одновременно к «Малхолланд драйву» и «Шоссе в никуда». Причем не столько даже на уровне концепта, сколько в смысле непосредственного исполнения. Фон некоторых кадров то и дело начинает почти незаметно расплываться, стирая границу между реальностью и галлюцинациями. Этот психоделический эффект нешуточно затягивает, заставляя пропускать мимо ушей и глаз сценарные шероховатости. Кроме того, сама идея раздвоения героини как-то незаметно перекликается с набирающей в России силу модой на двоемыслия, становится ее убедительной, развернутой и увлекательной метафорой. Отдельных комплиментов заслуживает здесь игра Дарьи Урсуляк — она не просто играет двух полярно разных героинь, но и делает это в обоих случаях абсолютно убедительно. В случае с Мариной-два даже кажется, что с ролью Лисбет Саландер Урсуляк справилась бы лучше Руни Мары из финчеровской «Девушки с татуировкой дракона» (даром что татуировка улитки здесь тоже есть).
Наконец, отдельно поражает место действия сериала. Далеко не сразу получается понять, что герои существуют в декорациях современного Петербурга. Так оригинально северную столицу не снимали, кажется, со времен Балабанова. «Бег улитки» принципиально избегает узнаваемых видов, выстраивая на экране пространство колючего и холодного, но, безусловно, притягательного готического мегаполиса. После такого хочется, чтобы следующий проект Иванов снял в Москве — наш город уже давно заждался достойной экранной репрезентации.
Фото: KION