Ярослав Забалуев

Сериал «Большой потенциал»: уборщица-детектив идет по следу

2 мин. на чтение

Морган (Кейтлин Олсон) — мать троих детей от разных мужчин, вынужденная сводить концы с концами, работая ночной уборщицей в полицейском участке. Однажды ночью она, пританцовывая, вносит поправки на доску свежего расследования, а утром ее вызывают в участок. Оказывается, Морган подарила буксующему следствию свежий взгляд, а виной всему феномен под названием «высокий интеллектуальный потенциал».

Если грубо, то Морган естественным образом запоминает массу информации — из книг, телевизора, отовсюду — и способна делать на ее основе выводы, которые не даются профессиональным копам. Полицейское начальство предлагает гениальной уборщице должность консультанта, но Морган соглашается лишь в обмен на помощь в поисках давным-давно пропавшего без вести мужа.

Как ни удивительно, чисто американское по букве и духу детективное шоу «Большой потенциал» от канала ABC на деле является адаптацией французского сериала «Умница». Более того, это настолько успешное шоу, что свои версии «Умницы» уже вышли в Словакии, Чехии, Венгрии и Греции. В США «Большим потенциалом» занимался Дрю Годдард — режиссер нашумевшей в свое время «Хижины в лесу» и один из сценаристов «Марсианина» Ридли Скотта. После «Хижины» на Годдарда возлагались большие надежды, однако второго шедевра он так и не создал, зато зарекомендовал себя вдохновенным ремесленником. Интересно, что второй эпизод поставил еще один инди-самородок Марк Уэбб — автор «500 дней лета» и дилогии про Человека-паука с Эндрю Гарфилдом.

И тем поразительнее, что «Большой потенциал» — шоу подчеркнуто, даже демонстративно традиционное, настоящее ретро родом из конца 1990-х или начала нулевых. Ближайший родственник здесь даже не «Доктор Хаус», а «Дефективный детектив» — великолепный детективный процедурал, выходивший с 2002 по 2009 год и недавно получивший полнометражный эпилог. Там речь тоже шла о гениальном, но не вполне приспособленном к обычной жизни мастере дедукции, которому не давала покоя таинственная гибель жены. Роднят два шоу и скоростная манера расследования, строящаяся на озарениях центрального персонажа, и ироничная манера повествования, граничащая с легким абсурдом.

Годдард смело задал «Большому потенциалу» не только сюжетные, но и чисто стилистические координаты телевизионных шоу конца прошлого века. Здесь и узнаваемые декорации полицейского участка, и характерные световые решения, кардинально отличные от современных стандартов премиального телевидения. Несколько авантюрный расчет оказался удивительно метким: у «Большого потенциала» прекрасная критика и, вероятно, большое будущее. Во всяком случае, французский оригинал выдержал уже четыре сезона. По всей видимости, в этих стилевых и жанровых рамках обнаружился необходимый воздух, которого не хватает сложнопостановочным, острым и, как следствие, душноватым современным сериалам. «Большой потенциал» чисто формально следует канонам по определению социального детективного жанра, но на деле является исключительно эскапистским, очень комфортным шоу. Здесь всегда светит солнце, всегда торжествует справедливость, а убийства с шутками и прибаутками раскрывает лахудра в розовой шубе и сапогах до колена.

Фото: ABC

Подписаться: