Фильм «Город бога» вышел в 2002 году и произвел эффект если не разорвавшейся бомбы, то автоматной очереди в жилом квартале. Клипмейкер Фернанду Мейреллиш изучил опасную жизнь окраин Рио-де-Жанейро и с размаху бросил в нее зрителя — материал оказался универсальным, а успех — всемирным.
Фильм снят на шестнадцатимиллиметровую пленку, которую разъедало от крови, солнца, огня и страстей. «Город бога» за два с небольшим часа рассказывал историю героев с 1960-х до 1980-х. Это была криминальная сага масштабов Мартина Скорсезе (со «Славными парнями» фильм Мейреллиша сравнивали в первую очередь), но с поправкой на совсем уж дикую витальность фактуры.
В отличие от Скорсезе Мейреллиш сделал главным героем не смышленого юного бандита-оппортуниста, а парня по кличке Ракета, который мечтает стать фотографом. Гангстерские войны натренировали у Ракеты острый глаз, и в результате кровавый финал подарил ему путевку в профессию. Для «Города бога» были найдены две сотни непрофессиональных актеров, которые сыграли главные и эпизодические роли. Помимо успеха у зрителей и критиков фильм окутали байки о том, как именно режиссер добивался от исполнителей главных ролей нужных эмоций. «Город бога» имел общественный резонанс, а тема бразильской преступности получила развитие еще в нескольких более или менее успешных проектах.
Сейчас, 22 года спустя, Мейреллиш успешно работает в Америке — среди его последних работ эпизоды «Шугара» и «Сочувствующего». Из актерской команды наиболее удачно сложилась судьба Алиси Брага, которая сыграла в оригинальном фильме роковую зазнобу Ракеты. Сегодня на ее счету «Я — легенда», «Королева Юга», «Убийства на краю света» и многие другие громкие проекты. В продолжение «Город бога: Борьба продолжается», снятое для HBO, она не вернулась, зато в центре вновь Алешандре Родригис в роли Ракеты. Все честно: на экране, как и в реальности, прошло 20 лет, действие разворачивается в 2004-м. Ракета переехал в более благополучный район, успешно работает фоторепортером и просит называть себя настоящим именем Уилсон. На его теле несколько шрамов от пуль и осколков, дома у мамы подрастает дочка, которая, к отцовскому неудовольствию, читает похабный рэп и танцует тверк.
Выступление дочери Ракета вынужден наблюдать на дне рождения дочки неформального хозяина Города бога мафиози Курио (Маркус Палмейра), который взял территорию под контроль после того, как предыдущих боссов перестреляла банда малолеток. Под его началом здесь воцарился относительный покой — туристов иногда сжигают заживо, но войн больше нет. Однако ситуация меняется в мгновение ока, когда из тюрьмы выходит названный сын Курио Брэдок (Тиагу Мартинс). Подзуживаемый любовницей (Андреа Орта), он хочется получить в свое распоряжение прежние территории, что не устраивает Курио.
Назревает новая война, и первый выстрел прозвучит уже в финале пилотного эпизода. До этого режиссер Али Муритиба постепенно вводит новых зрителей в курс дела, а фанатам оригинального фильма дарит радость узнавания. К своим ролям вернулись еще несколько актеров, «Борьба продолжается» стартует с нарезки, почти в точности повторяющей аналогичное вступление фильма Мейреллиша: ножи, куры, злые улицы. Взрывоопасная атмосфера, вспышки страсти и льющийся через край колорит остались на месте, а вот темп стал чуть более сдержанным — выдержать шесть серий таким отчаянным галопом было бы испытанием. В остальном «Город бога» по-прежнему «Слово пацана» здорового человека. Рио — что в 1980-е, что в нулевые — давало прикурить «казанским» и в смысле жестокости, и в плане живописных деталей. Ключевая же разница — в полном отсутствии чувства безнадеги. «Город бога» — жестокий и драматичный сериал, однако он не вбивает в землю, а увлекает или побуждает к какой-нибудь социальной работе. Не иначе все дело в бразильском солнце.
Фото: HBO