Пущенные между Москвой и Питером скоростные «Сапсаны» лишили романтические отношения жителей двух столиц привычного драматизма. Раньше они влюблялись друг в друга, лили слезы разлук и встреч на вокзалах, а теперь — ну какие слезы, когда ехать всего четыре часа?
Взамен между ними (и нами) возникла новая коллизия: города фактически сблизились, а значит, обострилось и своеобразное противостояние мировоззрений. Этот контраст сам просится на экран, требует достойного воплощения, и именно на него решил опереться в своем новом (всего-навсего втором после чисто московской «Оттепели») сериале Валерий Тодоровский.
Из Москвы в Петербург отправляются Костя (Данила Козловский) и Саша (Александр Петров) — два «пиджака» из столичной консалтинговой фирмы. На Московском вокзале начинаются приключения. Сперва их забывает встретить и проводить в гостиницу Ира (Ирина Старшенбаум), потом в банке, куда они ехали, обнаруживаются сотрудники Следственного комитета. Чтобы снять стресс от неудачной поездки и встречи с людьми в форме, Саша отправляется в вечерний загул, а Костя неожиданно для самого себя идет на свидание с Ирой, которое заканчивается первым поцелуем на крыше. В утреннем «Сапсане» похмельный Саша знакомится с недотрогой (внешне) виолончелисткой Настей (Елизавета Базыкина), которая скоро переедет к нему домой. У Кости проблемы посерьезней: импульсивная Ира требует внимания и ставит под угрозу давний и вроде бы счастливый (хоть и без колец) брак с доктором Лизой (Анна Синякина). Однако пока Костя будоражит кровь адюльтером, Лизу осаждает темпераментный коллега, который, вполне вероятно, однажды даже добился ее благосклонности.
Тодоровский говорит, что его задачей было скрупулезнейшим образом проследить все стадии развития любовного романа — неловкие взгляды, недомолвки, недоверие, шепот, робкое дыханье и т. д. В этом смысле отношения двух городов сами собой задают правильный, вязкий, но не слишком сонный темпоритм — с паузами на размышления и обсуждения и взрывными страстными встречами. В этом смысле режиссер все рассчитал великолепно, однако дальше начались проблемы.
Дуэт двух самых востребованных молодых актеров выглядит хорошо только на бумаге. Козловский уже давно вырос из ролей героев-любовников и так старается оживить своего Костю, что он получается персонажем весьма противным. У Петрова дела обстоят получше (традиционно безотказно работает обаяние «парня из соседнего подъезда»), но его Саше почему-то придумана отдельная, бессознательно абсурдистская линия отношений с собственной прической.
И, в общем, можно было бы даже простить обилие шуток про бордюры-поребрики, а также обсуждение симулякров и хипстерских бород. Куда хуже, что все эти дурацкие эпизоды выглядят безжизненно, как тщетные попытки чем-нибудь заполнить хронометраж. «Надвое», увы, патологически не искрит. Герои сериала — неинтересные, а главное — не очень живые, как те самые симулякры, про которые рассуждает герой Козловского. Возможно, дело здесь в том, что Тодоровский попытался провернуть трюк, который до него не очень удавался даже Бертолуччи и Сергею Соловьеву. В 60 лет, пожалуй, не стоит со всезнающим видом браться за фильм о нравах молодых — юность персонажей лишь оттеняет седины постановщика. Любви, конечно, покорны все возрасты, так что хотелось бы, чтобы в будущем Валерий Петрович перестал подглядывать за виолончелистками в трусах, а снял что-нибудь в духе своего же «Любовника».
Фото: more.tv, Wink