Нарративная близость кино и хип-хопа давно не новость. За примерами перекрестного опыления этих арт-дисциплин далеко ходить не придется — здесь и Джим Джармуш с «Псом-призраком», и Спайк Ли (здесь у всякого будет свой пример, мы выбираем «Его игру»). Дальше идет RZA из группировки Wu-Tang Clan, которому путь в режиссуру указал сам Квентин Тарантино. С сериалами у рэпа еще больше общего: и там и там красноречие и умение увлечь своей историей часто важнее философской глубины и прочих игр со смыслами.
«Суперген» — фактически второй за год сериал, снятый рэпером — после «Я — Дева» Бутса Райли, одного из лучших шоу 2023-го. Так же как и его американский коллега, британец Rapman (Эндрю Онвуболу) обратился к фантастическому жанру. Сюжетная канва его «Супергена», снятого для Netflix, напоминает и о комиксах, и о хитах нулевых вроде сериала «Отбросы», и о недавнем британском шоу «Экстраординарная». Однако с жанровыми канонами Rapman, который пять лет назад дебютировал реалистичным мюзиклом про уличные банды «Темная история», обращается вольно и оригинально.
Однажды курьер Майкл (Тосин Коул) обнаружил, что умеет перемещаться во времени. Более того, в будущем более поздняя версия его самого сообщила о скорой гибели его невесты, соцработницы Дионн (Эделайо Эдедайо). Кроме того, Майклу стало известно, что сверхспособностями в Лондоне обладает не только он один. Теперь ему надо собрать команду, разыскав и договорившись с очень разными людьми. Среди них здоровяк Андре (Эрик Кофи-Абрефа), юный бандит Тэйзер (Джош Тедеку), медсестра Сабрина (Надин Миллс) и уличный драгдилер Родни (Кэлвин Демба). Проявившиеся у них способности как-то связаны с серповидноклеточной анемией, которая действительно распространена среди людей африканского происхождения. Наконец, поиски решения проблемы для Майкла и его будущих друзей осложнены тем, что за ними очевидно охотятся люди в масках и капюшонах, которые тоже умеют открывать порталы между настоящим и будущим и бить молниями из рук.
К плюсам «Супергена» точно стоит отнести нежелание автора ходить тропами, исхоженными вдоль и поперек создателями киновселенных Marvel и DC. Большую часть времени Rapman ставит на классическую для Великобритании социально-криминальную драму — в духе «Ночных вызовов» с Мартином Фрименом, где тоже блистала Эделайо Эдедайо. Разница в том, что в фокусе внимания здесь почти исключительно чернокожие лондонцы, на проблемы которых Онвуболу смотрит сочувственно, но вполне критично. Есть и про излишнюю беспечность молодежи, не брезгующей криминалом, и про несправедливое заключение в тюрьму из-за цвета кожи, и про готовность афробританцев стрелять и резать друг друга вместо консолидации.
Фантастический сюжет лишь подсвечивает и обостряет все эти проблемы. Спецэффекты хороши, но их не избыток, а ровно столько, сколько нужно, чтобы зритель не заскучал. Сознательная афроцентричность придает знакомым по «Человеку-пауку» и «Доктору Стрэнджу» ходам и приемам необходимую свежесть. И, судя по финалу, козыри, заготовленные Эндрю Онвуболу, не израсходованы даже наполовину. «Суперген» заканчивается на такой высокой точке, что второй сезон выглядит фактически неизбежным (особенно учитывая хорошую критику). Кроме того, именно в последней серии становится более или менее ясна роль персонажа Эдди Марсана, мелькавшего до этого где-то в тени. Участие одного из лучших британских актеров — это дополнительный плюс любому шоу, особенно такому остроумному, как «Суперген».
Фото: Netflix