Ближневосточный терроризм снова регулярно фигурирует в новостях, и вполне логично, что добрался и до телевизионного кино. Именно этой острой и болезненной теме посвящен новый сериал Стивена Найта — 64-летнего ветерана британского кино, который с 2013 года был занят преимущественно сериалом «Острые козырьки». Теперь, когда последний сезон гангстерской ретродрамы завершен, а перед полнометражным продолжением есть передышка, Найт решил напомнить, что вполне в состоянии работать и с современными сюжетами. Его союзницей на проекте «Вуаль» стала Элизабет Мосс — актриса, которой тоже совершенно необходимо выйти из страдальческого образа, созданного для «Рассказа служанки».
В «Вуали» Мосс играет Имоджен Солтер — агента MI-6, которую привлекают к особо сложным делам. Имоджен способна втереться в доверие, влюбить, если потребуется, а затем обезвредить или вывести на чистую воду самых опасных людей в мире. В прологе мы видим финал одной из этих миссий. Следующее задание отправляет Солтер в лагерь беженцев на границе Сирии и Турции. Отсюда ей нужно вывезти молодую Адилу (Юмна Марван) — бывшую модель, а ныне (вроде бы) опасную террористку из ИГИЛ (признана террористической организацией и запрещена на территории РФ). Путь двух женщин лежит сначала в Стамбул, а затем в Париж. У Имоджен совсем немного времени для того, чтобы заслужить доверие Адилы и понять, кто ее подопечная — оступившаяся любящая мать или террористка Джинн аль-Ракка, готовящая грандиозный теракт.
«Острые козырьки», безусловно, главный и самый удачный проект в карьере Найта. Рассказ о бирмингемских бандитах начала прошлого века очень удачно замаскировал любовь сценариста к штампам, стереотипам и китчу. Именно за работу со стереотипами шпионского кино «Вуаль» ругают критики. Между тем эти инструменты в свое время сделали ему имя — вспомним «Порок на экспорт». Да и в «Козырьках» или духовно близком сериале «Табу» их хватало. Метод Найта — это почти шаржированные персонажи, поставленные в сложные, даже безвыходные ситуации. Именно на сочетании саркастически нарисованных характеров и вполне тонкого психологизма и держится напряжение в «Вуали».
Сначала Найт широкими мазками набрасывает общую шпионскую интригу. Адила оказывается на пересечении интересов нескольких международных разведок. Так в сериале появляются французский мусульманин и «американский американец», обменивающиеся банальностями про национальные характеры. Сделано это для того, чтобы подчеркнуть, что автора интересуют прежде всего две центральные героини. У разведчицы и вероятной террористки оказывается больше общего, чем им самим казалось или хотелось. Обе травмированы с детства, для обеих деятельность последних лет стала причиной некоторого кризиса идентичности. В героине Мосс Найта интересует не столько ее профессиональная прозорливость (хотя у актрисы есть пара ударных экшн-сцен), сколько то, что происходит с личностью человека, вынужденного бесконечно притворяться кем-то другим. Это известная психологическая проблема разведчиков, однако сегодня такой вариант сложности характера встречается нечасто, несмотря на разговоры о различии виртуальной и реальной личности у каждого из нас. Внутренняя динамика, виртуозно разыгранная Мосс — настоящий триллер в триллере, наблюдать за которым на протяжении шести серий интереснее, чем за большинством черно-белых героев современного телевидения.
Фото: Hulu